К югу от Севастополя затонул сухогруз "Анда" перевозивший 24 тыс. тонн пшеницы

559

С утонувшего в Черном море сухогруза Anda, перевозившего под флагом Того 24 тыс. тонн пшеницы, спасены восемь из девяти членов экипажа. Судьба одного человека остается неизвестной. Сейчас в районе крушения бушует шторм, который не позволяет начать проведение полноценной поисково-спасательной операции. По предварительной информации, причиной крушения судна стали сложные погодные условия. Судно следовало под флагом Того по маршруту Керчь - Триполи.

Сама "Анда" была достаточно древним кораблем, которому в этом году исполнилось 36 лет.

Судно для генгруза Anda (Odin до апреля 2003, Stadt Papenburg до мая 2002, Odin до января 1997, Vela до марта 1991), флаг Того, порт приписки Ломе, владелец и оператор турецкая компания Adnan Denizcilik, построено в 1981 году в Германии на верфи Лере (Lehre) в Нижней Саксонии, экипаж 9 человек: трое граждан Индии, 6 – Сирии. 27 июля 2017 вышел из порта Кавказ с грузом пшеницы 24 тысячи тонн на Триполи (Ливия). Причина захода в Керчь пока не известна. Но до Триполи ему уже не добраться:  сухогруз затонул в нейтральных водах, в нескольких десятках морских миль от крымского берега.

По версии событий, имеющейся на данный момент, сухогруз вышел из Керчи, несмотря на действовавшее штормовое предупреждение. В оправдание капитану можно сказать только, что волнение на море 4 балла – рабочая погода. Имелся ли у него опыт перевозки зерновых грузов. И была ли при погрузке произведена штивка, то есть, разравнивание груза в трюмах, заполнение подпалубных пустот. Штивка нужна, чтобы исключить смещение груза из-за качки.  

561

На данный момент неизвестно, проверялась ли пригодность данной партии пшеницы к морской перевозке. Зато спасённые члены экипажа рассказали, что во время шторма Anda получила крен, который неудержимо рос. Поэтому им пришлось покинуть судно. Детали этого процесса тоже пока не расследованы. Из 9 человек удалось спасти восьмерых. Судьба ещё одного члена экипажа не известна, его ищут – в том числе, авиация и корабли Черноморского флота.

Последняя причина кораблекрушения, достаточно понятна: смещение груза. Считать причинами смещения погоду и ошибку капитана, который вывел своё судно из порта в шторм, не готовы: 4 балла, – рабочая погода. Зато точно известно, что Министерство транспорта разрушило отечественную – лучшую в мире – систему декларирования и подготовки грузов к морской перевозке. Её российские учёные создавали на протяжении 30 лет. Эта система очень существенно влияла на безопасность морской транспортировки грузов, в том числе, опасных.

К сожалению, Ространснадзор – организация, которая отвечает за безопасность мореплавания и которая будет расследовать гибель сухогруза Anda, – является подведомственной службой Министерства транспорта России. Поэтому рассчитывать получить объективную картину причин и следствий очередного кораблекрушения не приходится.

 «В службу спасение поступило сообщение о том, что в нейтральных водах между Крымским полуостровом и Турцией терпит бедствие судно Anda. Есть информация о том, что судно вышло в море из г. Керчь, несмотря на штормовое предупреждение», — говорится в сообщении управления МЧС Крыма.

После аварии люди с терпящего бедствия судна послали на берег сигнал SOS. Перевернутое судно обнаружил экипаж корабля MV Marylisa V. После этого другие проходящие суда также прибыли на место происшествия. Восьми членам экипажа была оказана помощь, судьба еще одного пока неизвестна. Моряков подняли на борт судна Minoan Grace, которое шло в Турцию. Спасенных направят либо в Севастополь, либо в Турцию.

Поиском и спасением оставшегося члена экипажа занимаются специалисты морского координационного спасательного центра. Пока проведению полноценной поисково-спасательной операции мешает шторм.

«Неблагоприятные погодные условия не позволяют задействовать спасательные судна от МЧС России, поскольку высота волнения моря составляет 4 балла, а порывы ветра достигают 22 м/с. По этой же причины невозможно задействовать авиацию МЧС России», — поясняет МЧС. Поиски  также ведут три судна, которые находились в районе крушения. Приведен в готовность вертолет МЧС Ми-8, однако он пока не может вылететь из-за сильного ветра.

К спасательной операции привлекли и Черноморский флот — к месту аварии направились спасательный буксир «Шахтер» и корабль связи «Приазовье», а в воздухе работает экипаж самолета Ан-26 морской авиации. К полудню судно полностью ушло под воду. По предварительной информации, причиной крушения судна стали сложные погодные условия.

«Экипаж судна предварительно не справился с управлением в сложных метеоусловиях, в районе крушения ураганный ветер и ливень», — сказал источник агентства в местных госструктурах.

Принадлежащее турецким предпринимателям судно Anda было сделано в Германии в 1981 году. Длина судна — 92 м, ширина — 14 м. Валовый тоннаж составляет 2723 тонны. Согласно порталу Vesselfinder, последним пунктом судна был порт Мидия в Румынии. Судно в 2016 году было занесено Украиной в так называемый черный список — из-за захода в российские порты в Крыму. Украинские правоохранительные органы сообщали, что не исключен арест судна при его заходе в территориальные воды Украины.

19 апреля 2017 года в акватории Черного моря в районе Керченской переправы — в 27 км от побережья — потерпело крушение судно «Герои Арсенала», которое ходило под флагом Панамы. На борту находились 12 человек. Спасти удалось только одного человека, тела еще троих были впоследствии извлечены из воды. Судно направлялось из Ростовской области в Турцию с грузом зерна. Оно также вышло в море во время шторма и вскоре развалилось на две части и затонуло.

Тогда Следственный комитет России возбудил по факту крушения сухогруза уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).Также проверку соблюдения трудового законодательства в связи с крушением судна проводил и Роструд.

Спасенные моряки с затонувшего в Черном море сухогруза Anda чувствуют себя хорошо, они скоро будут выписаны из больницы." Самочувствие восьмерых спасенных моряков хорошее, они сейчас находятся в Ливадийской больнице в Ялте. В ближайшие день-два они будут выписаны из больницы. Их разместят в одном из ялтинских отелей за счет судовладельца, обеспечат жильем, питанием и окружат заботой".

У спасенных моряков нет документов, сейчас идет процедура оформления паспортов и виз, которая может занять до семи дней, после чего моряки будут отправлены на родину. Трое из восьми спасенных - гражданине Индии, пятеро, включая капитана, - Сирии.

Маненко сообщил, что общался с капитаном, и тот рассказал, что судно затонуло буквально в считанные минуты.

"Будут проведены необходимые экспертизы, иные следственные действия по установлению причин гибели сухогруза, сейчас говорить о причинах рано. Ущерб также будет подсчитан", - отметил он.

Продолжаются поиски последнего, девятого члена экипажа - старшего механика, который также является гражданином Сирии.

Крушение в условиях шторма произошло в 22 милях южнее крымского мыса Сарыч. После опрокидывания сухогруз некоторое время оставался на плаву, однако в 11:46 мск стало известно, что он затонул. К поискам членов экипажа были привлечены четыре иностранных судна,  следовавших транзитом, а также корабль Черноморского флота (ЧФ) РФ "Приазовье".

Погодные условия на тот момент не позволили задействовать ни спасательные судна, ни авиацию МЧС России. Впоследствии ЧФ направил к месту аварии спасательный буксир "Шахтер", а в воздушном пространстве работал экипаж поисково-спасательного самолета Ан-26 морской авиации флота и вертолет Ка-27.

К 09:09 мск субботы была обнаружена спасательная шлюпка с тремя членами экипажа, а через полтора часа на плоту обнаружили еще пятерых моряков.

Все восемь спасенных членов экипажа, среди которых и капитан судна, были доставлены в Ялту, где их осмотрели врачи. По информации пресс-службы Минздрава Крыма, моряки получили легкие травмы, у двоих диагностировано переохлаждение. Всех спасенных госпитализировали в Ливадийскую городскую центральную больницу для оказания необходимой медицинской помощи. Спасательная операция была возобновлена в 06:40 мск в воскресенье. Из Севастополя на поиски моряка вышел морской буксир "Пурга", к поискам также привлечены рыбаки. Проходящие транзитом через район крушения сухогруза Anda суда также задействованы в спасательной операции по поиску девятого члена экипажа.

По данным севастопольского Морского спасательного центра Росморречфлота, температура воды в месте крушения - около 16 градусов выше нуля.

 

 

Источник:  gazeta.ru,  publicsea.ru, tass.ru «Интерфакс», РИА «Новости».