Программа «насекомые-союзники»: США работают над изменением ДНК растений

Сразу четыре разные команды ученых-биологов США работают над выведением генетически модифицированного вируса, способного справиться с задачей изменения ДНК растений, с которыми контактирует. Некоторые европейские ученые полагают, что фактически американцы работают над созданием биологического оружия

Наука против

Ученые из Института эволюционной биологии имени Макса Планка в Плёне (Германия) и Университета Монпелье (Франция) вместе с юристами из Университета Фрайбурга (Германия) опубликовали в журнале Science полную тревоги статью, в которой они осуждают «революционную программу» сельскохозяйственных исследований в США. По их мнению, мирные научные исследования могут служить прикрытием другой цели — создания смертоносного бактериологического оружия.

Экспериментаторы, финансируемые агентством DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), продвинутым исследовательским подразделением Пентагона, используют насекомых для транспортировки генетически модифицированных инфекционных вирусов до места назначения (плантации, засаженной овощами, фруктами или злаками). После прибытия в заданную точку, жуки, бабочки или мотыльки рассеивают «привезенные» вирусы по растениям.

Официальной целью разработчиков является «поиск возможностей повышения устойчивости различных культур к засухе, болезням или гербицидам». Однако, по мнению авторов текста в Science, финальной (и реальной) задачей может быть создание мощного биологического оружия.

Справка

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) была принята 10 апреля 1972 года.

26 марта 1975 года она вступила в законную силу. В этот день 22 государства, присоединившиеся к ней, передали свои ратификационные документы Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В настоящее время КБТО подписана 163 странами мира, принявшими на себя обязательства не разрабатывать, не производить и не накапливать биологическое оружие. США ратифицировали Конвенцию о запрещении биологического оружия в 1972 году. Однако протокол, предусматривающий механизмы взаимного контроля, выпущенный в 2001 году, подписывать не стали. Поэтому проверить, исполняют ли США конвенцию, практически невозможно.

Вирус вместо таблетки

О наличии идеи превратить вредных насекомых в «союзников в борьбе за урожай» в DARPA объявили еще в середине 2016 года. Однако до середины 2017-го на суд общественности не было представлено никакой конкретики по программе, получившей название Insect Allies.

Работы начались летом 2017 года с выделения $27 млн на исследовательские контракты. Деньги были распределены между четырьмя академическими группами. Основная задача эксперимента — используя возможности науки, создать технологию горизонтальной экологической генетической модификации живых организмов, чтобы с их помощью впоследствии производить генетические изменения в культурах. Не в лабораторных условиях, а в полевых, когда растения уже высажены на больших площадях с целью получения урожая. Вирус должен модифицировать хромосомы растений, внося изменения, которые могут предсказуемо повысить их устойчивость к различным экологическим проблемам.

Каждая из четырех групп ученых, работающих параллельно и даже в режиме конкуренции, должна решить три созидательные задачи: вывести вирус, сформировать насекомое-доставщика (если потребуется, внеся коррективы в его генетический код) и определить растение, которое «понимает», что вирус атакует его с целью поправки «здоровья». Для каждой культуры может быть своя модификация «чистильщика».

Как утверждает Уэйн Кертис, руководитель одной из команд, группы ученых Пенсильванского университета, с помощью способных выполнить конкретную задачу бактерий можно будет решать любую возникающую проблему: бороться не только с вредителями, но и с засухой, последствиями избыточных дождей и т.д. Вирусы будут выписываться, как таблетки.

Метод, разрабатываемый американскими биологами, сегодня можно назвать революционным. Он обеспечит быстрое достижение нужного эффекта. До сих пор в каждом конкретном случае нашествия вредителей, распространения эпидемии или возникновения неблагоприятных погодных условий механизм обеспечения устойчивости растений заключался в изменении генетики семян. Теперь же речь идет о помощи взрослым растениям в режиме «неотложки».

Быстро и скрытно

Отличие «здорового заражения» от традиционных методов борьбы с вредителями состоит в том, что по новой программе вирусы не рассеиваются с помощью аппаратов для распыления — DARPA специально просила, чтобы это было сделано непосредственно насекомыми. Надо сказать, что опыление — хоть с самолетов сельхозавиации, хоть с использованием мобильных распылителей, управляемых руками человека, — процесс более простой и надежно контролируемый.

Зачем же усложнять? А именно затем, чтобы контролируемость стала менее эффективной.

Именно в этом моменте авторы статьи и находят причины для тревоги. «Начнем с того, что контроль пространственного и временного распространения вирусов будет сложным, — сказал в интервью испанской АВС Феликс Бек из Университета Фрайбурга. — Насекомые, конечно же, совершенно непредсказуемы, и вирусы могут также влиять на семена, а не только на взрослые растения. Нам об этом не сообщают, но ведь отсутствие информации о процессе не означает, что он не происходит».

Кроме того, по его мнению биолога, в обращении к насекомым нет «никакой пользы». Если ставить задачу добиться позитивного итога, то есть уничтожения вредителей и обеспечения богатого урожая, к тому же безвредного для потребления человеком, проще и удобнее развернуть сельскохозяйственное оборудование для распыления.

Единственное обоснование того, зачем вдохновителям программы насекомые, заключалось в словах «для фумигации потребуется оборудование, доступное для любого фермера, а его на всех не хватит».

«Странно слышать такие слова от специалистов из США, которые всегда говорили, что «у них всё есть в достаточном количестве и при необходимости в нужных объемах может быть использовано в кратчайшие сроки», — подчеркивает Бек.

По мнению Дерека Каетано-Анольеса, профессора Института Макса Планка, «подход DARPA отражает намерение развивать наступательную технологию». Команда ученых считает, что под прикрытием слов об аграрном предназначении будущих открытий на самом деле ведется разработка нового класса быстродействующего биологического оружия.

Такое оружие может позволить агрессору уничтожить любой урожай, не прибегая к использованию какого-то специального оборудования, которое могло бы быть обнаружено противником визуально.

Не будет найдено и следов распространения каких-либо химических веществ, токсичных агентов, которые могли бы стать косвенными доказательствами намеренной, не природного характера, атаки на растения. Нужно только, чтобы насекомые заполонили поле, став фактически незаметными терминаторами.

«Это может быть использовано для нанесения крупномасштабного и потенциально разрушительного ущерба. Растения будут умирать в силу естественных причин. А их семена будут стерилизоваться, но об этом можно будет узнать только на следующий год, когда они не взойдут», — объясняет, какую опасность таит в себе разработка американцев немецкий профессор.

В настоящее время этот план уже реализован в американских теплицах с опытными образцами кукурузы и томатов. Известно, что американские специалисты-разработчики в качестве «перевозчиков и распространителей» нужных вирусов используют кузнечиков, белокрылок и тлю.

Выбор культур, с которыми экспериментируют ученые, тоже наводит на мысли о «военизированном» предназначении работ: кукуруза — это вид продовольствия, от которого зависят миллионы людей. В Латинской Америке и Африке она — один из основных продуктов питания населения.

По мнению авторов из Science, военное ведомство явно исключило проекты, ориентированные на растения с малым употреблением людьми в пищу, такие как табак, например, или мята. Понятно почему — они обладают слишком малыми возможностями угрожать неприятными последствиями продовольственной безопасности.

Вопрос без ответа

Соответствует ли программа «Насекомые-союзники» нормам биобезопасности человечества? Этого не знает никто, и потому специалисты встревожены. Они (по крайней мере три автора статьи в Science) просят DARPA обеспечить бо́льшую прозрачность в своей работе и ее результатах. С их точки зрения, «нет гарантий, что исследование не будет нарушать Конвенцию о биологическом оружии».

Использование насекомых, нагруженных модифицированными вирусами, «может серьезно подорвать лучшие практики и правила, которые помогли сохранить наш мир от разрушительного использования биологического оружия уже более 60 лет», говорится в документе.

«Кроме того, реализация этого проекта в обстановке полной секретности может спровоцировать многих конкурентов в разных странах заняться тем же самым. Объясняя это необходимостью создания противоядий, потребностью в борьбе с вредителями и т.д. Мир и без этого балансирует на краю пропасти. Не следует нарушать хрупкое равновесие, в котором он пребывает сейчас», — резюмирует Дерек Каетано-Анольес.

Руководитель проекта американский энтомолог Блейк Блекстайн признает, что «искушение назвать Insect Allies программой двойного назначения, конечно, существует, но мы честно говорим, что работаем исключительно для того, чтобы в будущем легче было сохранять урожаи, а не уничтожать противника».

Источник: iz.ru