Биозащита от корневой гнили

Команда учёных из Чили и Южной Африки разработала новую биологическую защиту пшеницы от одного из самых опасных её болезней - корневой гнили.

Болезнь вызывается аскомицетным (из грибного семейства аскомицетов) почвенным патогеном Gaeumannomyces graminis var. tritici (Ggt). Она способна уничтожить до половины урожая этой культуры за сезон. Обычно для её профилактики используют современные фумиганты, включая бромистый метил и хлорпикрин, а также фунгицид тиосемикарбазид 4-хлорциннамальдегид. Однако их использование становится неактуальным по нескольким причинам. Во-перовых, патоген стал устойчив к этим препаратам и долгое время остаётся прикреплённым к пшенице сапрофитом. Во-вторых, использование препаратов вызывает недовольство экологов.

Учёным давно известно, что у многих растений в почве есть микроорганизмы-помощники, которые или напрямую подавляют рост патогенов или делают культуры более устойчивыми к ним.  Исследователи пошли ещё дальше и решили использовать так называемые «подавляющие почвы». В них содержится микробная биомасса, которая активно борется против широкого спектра почвенных патогенных организмов. Лучше всего это проявляется против патогенов с сапротрофной фазой. В процессе участвуют различные микроорганизмы, каждый из которых «работает» против конкретного вируса. В недавнем исследовании учёные изучили 16 почв, используемых мелкими фермерами, которые выращивают пшеницу более 10 лет. Свой положительный эффект показали шесть из них. В них обнаружили три полезных штамма бактерий Acinetobacter. Sp, Bacillus sp. и Serratia sp., которые работали как в обычных, так и в тепличных условиях. Учёные выяснили, что объединение этих бактерий в консорциум в несколько раз снизило численность копий у Ggt. При этом корни зерновой культуры стали намного реже чернеть, а также выросла активность супероксиддисмутазы и снизилось окисление липидов.

Открытие учёных актуально в связи с заметным ростом популярности пшеницы. По их словам, за последние десять лет площади под культуру только в странах наблюдения выросли втрое до более чем 218 миллионов гектаров. Учёные также планируют новые исследования их механизма против других известных почвенных патогенов.

Источник: Agromomy