Лента новостей России.

184 Продажа зерна из Государ­ственного фонда бьет рекорды

На сегодняшний день реализовано свыше 1,7 млн т

 Предыдущий максимум был достигнут в 2003/04 сельхозгоду, когда было продано 1,5 млн т госзерна. Восемь лет назад государство фактически раздавало его по низкой стоимости, желая сбить рыночные цены. Нынешняя активность связана с низкими рыночными запасами в стране и расширением круга участников торгов за счет зернотрейдеров.

Вчера в ходе очередных торгов государственных товарных интервенций было продано 62,04 тыс. т зерна на 328,46 млн руб. Всего за время проведения товарных интервенций текущего года, которые стартовали 4 апреля, из Госфонда реализовано 1,72 млн т зерна на 9,25 млрд руб.

Перед началом распродажи в Госфонде хранилось 6,5 млн т зерна общей стоимостью 31,1млрд руб. Почти 90 тыс. т из этого объема приходилось на зерно, закупленное в 2005 году, 4,5 млн т — зерно 2008 года и 1,9 млн т — 2009 года. С 29 ноября 2011 года по 6 марта 2012 года государство также закупило 419,3 тыс. т зерна урожая 2011 года на 1,92 млрд руб.

Прежние рекорды по продаже зерна из Госфонда Россия ставила в ходе интервенций 2003—2004 и 2007—2008 годов — 1,53 млн и 1,31 млн т соответственно.

В 2004 году на фоне высокой стоимости зерна государство фактически распродавало свои запасы по ценам, весьма близким к стартовым и заметно более низким, чем рыночные, говорит исполнительный директор «Совэкона» Андрей Сизов-младший. Реализация госзерна четыре года назад происходила под влиянием высоких мировых и российских цен на зерно. Тогда государство за счет своего зерна сбивало рыночный ажиотаж, объясняет эксперт.

По словам г-на Сизова, текущие рекордные продажи государственного зерна обусловлены другими причинами: наличием огромных ресурсов у государства, высоким спросом на фоне низких рыночных запасов и более либеральными условиями доступа к торгам. «В этом году помимо мукомолов, животноводов и сельхозпредприятий доступ получили и трейдеры, — отмечает эксперт. — Зато и цены в ходе товарных интервенций заметно выше, чем в предыдущие годы, и ближе к рыночным». Часть продовольственного зерна из Госфонда может быть поставлена на экспорт, не исключает г-н Сизов.

К примеру, в ходе торгов 2007—2008 годов средние цены за пшеницу 3-го класса составляли 5291 руб. за тонну, 4-го класса — 4863 руб., рожь — 4676 руб. В ходе текущих интервенций пшеница 3-го класса урожая 2008 года стоит 6350 руб., пшеница 4-го класса урожая 2008 года — 5823 руб. Только рожь урожая 2008 года продается дешевле, чем четыре года назад, — по 4336 руб. за тонну.

По расчетам Минсельхоза, в ходе товарных интервенций может быть продано 2 млн т зерна урожая 2005, 2008 и 2009 годов. По оценке ведомства, с учетом продажи этого объема и экспорта в районе 25—27 млн т запасы к началу нового сельскохозяйст­венного года (1 июля 2012 года) должны составить 18 млн т. Такой показатель соответствует рекомендованным значениям Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН — 15—17% от годового объема производства.

По данным Росстата, запасы зерна в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организациях к 1 апреля 2012 года составили 25,8 млн т, что на 1,2% меньше, чем на аналогичную дату прошлого года.

Вчера заместитель министра сельского хозяйства Илья Шестаков не исключил, что товарные интервенции могут продлиться и в июне. «Будем отслеживать ценовую ситуацию и пока не ставим для себя конкретных сроков проведения товарных инспекций, — цитирует чиновника агентство Прайм. — Если мы увидим, что цены начали снижаться под давлением товарных интервенций, то мы будем их сворачивать. Но пока такой необходимости нет».

rbcdaily.ru

Европейские импортеры готовятся запретить импорт зерна из России

Официальный повод - африканская чума свиней

Европейские импортеры российской пшеницы готовятcя запретить импорт зерна из России. Официальный повод - африканская чума свиней, уже несколько лет свирепствующая в России. Об этом сообщил Николай Власов, заместитель руководителя федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзора.

Известно, что в 2011 году Россельхознадзором было выявлено более 50 случаев АЧС. Россельхознадзор, известив правительство, предложил в качестве контрмеры введение официальной программы по искоренению АЧС. Анализ выявленных случаев заболеваний, в том числе в России, показал: первичное заражение стада происходит через корма. Большую часть свиных кормов составляют отруби и прочие производные кормовой пшеницы. Пшеничная солома используется для подстилок. Все это в виде органики попадает на поля. Специалисты уверены, что пшеница действительно может явиться переносчиком возбудителя АЧС, являясь основным средством его распространения среди поголовья. Единственный способ избежать распространения эпидемии - запретить поставки кормов, в том числе зерна, из зараженных регионов.

Источник: kazakh-zerno.kz
 

Минсельхоз подготовил законопроект «О зерновых товарных складах общего назначения»

До конца года документ должен быть внесен в правительство и может вступить в силу в 2014 году

 Минсельхоз подготовил законопроект «О зерновых товарных складах общего назначения», который сейчас проходит межведомственное согласование. До конца года документ должен быть внесен в правительство и может вступить в силу в 2014 году. Использование системы складов общего пользования повысит доверие банков к зерновым залогам, считают эксперты.

В целях дальнейшего развития инструментов зернового рынка Минсельхоз подготовил законопроект, который предполагает выпуск складских свидетельств на зерно аккредитованными складами и создание саморегулируемой организации (СРО) этих складов. Документ позволяет ввести в практику специализированные ценные бумаги для зерновой отрасли: двойные и простые складские свидетельства на зерно. Эти свидетельства позволят сельхозпроизводителям привлекать в банках кредитные средства.

«Законопроект сейчас находится в стадии межведомственного согласования. До конца текущего года он должен быть внесен в правительство», — заявил РБК daily директор департамента государственной политики в сфере АПК и информации Минсельхоза Дмитрий Бобков. Закон должен вступить в силу 1 июня 2014 года.

Исполнительный директор аналитического центра «Сов­экон» Андрей Сизов-младший считает законопроект важным и полезным для отрасли. Это могло бы стать неким прорывом в развитии отечественного зернового хозяйства, добавляет гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. На зерновом рынке появятся четкие правила работы, и сельхозпроизводители смогут использовать складские свидетельства на зерно в качестве залога при получении банковского финансирования, отмечают эксперты. «Использование системы складов общего пользования и складских свидетельств повысит общую транспарентность и надежность хранения зерна, так что кредиторы будут чувствовать себя более комфортно», — уверен г-н Рылько. В законопроекте также прописана процедура обращения взыскания заложенного товара, представленного склад­ским свидетельством, тем самым приближаясь к мировой практике, отмечает эксперт.

По словам зампреда правления Абсолют Банка Евгения Ретюнского, кредитование под залог подобных расписок — это цивилизованная, очень хорошая форма кредитования, довольно давно принятая на Западе, где складские расписки выпускают не только на зерно, но и на любые другие биржевые товары, на хлопок, нефть, уголь, целлюлозу. «Для банков такая форма кредитования удобна тем, что позволяет им дотянуться до мелких сельхозпроизводителей. Сейчас с ними работает только Россельхозбанк и, может быть, Сбербанк, а другие банки мало с ними работают, — отмечает г-н Ретюнский. — Также подобная форма кредитования делает рынок более ликвидным — позволяет кредитовать не только предприятие, но и товар на его оборот. Плюс делает кредиты легкими в обращении, склад­скую расписку можно быстро переуступить кому-то».

В настоящее время предоставление банком кредита под залог зерна мало распространено, по­скольку банки неохотно работают по таким залогам из-за недостаточной надежности складов и рисков потери зерна, отмечает г-н Сизов. Отсутствие четких правил игры довело некогда крупнейшего российского зернотрейдера «Росинтерагросервис» (РИАС) до банкротства. Два года назад стало известно, что банк BNP Paribas совместно с банками UBC, Banque Cantonale Vaudoise и Banque Cantonale de Geneve предоставил РИАС кредит на 100 млн долл. под залог зерна. Однако затем выяснилось, что зерна нет на заявленных складах. В итоге банк инициировал судебный процесс.

 

185 В схватке за зернового гострейдера остались Сумма и Русагро

Совет директоров Объединенной зерновой компании (ОЗК) утвердил промежуточный отчет инвесткомпании "Тройка Диалог", отобрав претендентов на покупку акций допэмиссии, сообщили зерновая компания и Тройка 5 мая.

В дальнейших переговорах о возможной продаже 50% минус 1 акция ОЗК будут участвовать две компании - группа Сумма и Русагро, сообщили Рейтер два источника, знакомых с ходом переговоров.

Допэмиссия акций ОЗК будет проведена по закрытой подписке "в пользу стратегического инвестора, обладающего опытом работы в российском агросекторе и рассматривающем инвестицию в ОЗК как долгосрочную", - говорится в сообщении ОЗК без уточнения названия компании-инвестора.

Совет директоров ОЗК, прошедший 23 апреля, рассмотрел собранные Тройкой Диалог письма о заинтересованности от потенциальных инвесторов и поручил ей вести дальнейшие переговоры "с рядом компаний из числа изъявивших желание".

Как следовало из указа президента РФ об увеличении уставного капитала ОЗК, допэмиссия компании (и, следовательно, ее приватизация) должна быть завершена до 7 мая 2012 г. По данным источника Рейтер, сроки приватизации будут продлены.

"Государство будет решать, в пользу какой компании проводить допэмиссию, исходя из предложений кандидатов", - сказал источник.

Тройка Диалог, которая является инвестиционным консультантом сделки, завершила прием заявок о заинтересованности от потенциальных покупателей 20 марта 2012 г. Всего об интересе к участию в допэмиссии ОЗК заявляли восемь компаний, заявки были приняты у шести претендентов.

Помимо "Суммы" бизнесмена Зиявудина Магомедова и компании "Русагро", среди претендентов - аффилированный с Базэлом Олега Дерипаски агрохолдинг "Кубань", крупнейший в мире зерновой трейдер Louis Dreyfus и две менее известные компании - поволжская компания "Био-тон" и "Нефтегазиндустрия".

Российская диверсифицированная группа "Система" подала заявку позже назначенного Тройкой срока. Кроме того, агропромышленная компания Bunge Ltd из США заявила о своем интересе к допэмиссии.

Тройка должна будет окончательно определиться с кандидатом на выкуп допэмиссии до конца мая.

Ранее советник гендиректора ОЗК Дмитрий Грант сказал Рейтер, что покупателей допэмиссии может быть от одного до трех.

Министерство сельского хозяйства считало, что новый совладелец ОЗК должен быть российской компанией, чьи инвестиционные цели не шли бы вразрез с целями госкомпании - "развитием экспортного потенциала российского зерна и инфраструктуры российского зернового рынка". Эта позиция была изложена в письме от имени замминистра сельского хозяйства Олега Алдошина в Минэкономразвития в середине февраля 2012 г., копия которого есть у Рейтер.

ОЗК владеет зерновым терминалом Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП) - стратегическим предприятием для отрасли. Оно обеспечивает около 40% глубоководной экспортной перевалки зерна из РФ, написал чиновник Минсельхоза.

По данным СМИ, крупный пакет в НКХП наряду с ОЗК уже принадлежит группе "Сумма". В 2011 г. "Сумма" и госкомпания заявили о совместных планах строительства терминала на Дальнем Востоке.

"Мы рассчитываем, что деньги, полученные от допэмиссии, ОЗК направит в первую очередь в строительство портовых перевалочных мощностей и развитие экспортного направления", - сказал источник Рейтер в Минэкономразвития.

 

Претенденты на выкуп доли государства в ОЗК готовятся оспорить результаты намеченной на 21 мая приватизации

О непрозрачности идущего тендера вчера публично заявил "Базовый элемент" Олега Дерипаски

Претенденты на выкуп доли государства в Объединенной зерновой компании (ОЗК) уже готовятся оспорить результаты намеченной на 21 мая приватизации. О непрозрачности идущего тендера вчера публично заявил "Базовый элемент" Олега Дерипаски. В распоряжении "Ъ" оказался документ, по которому единственным подходящим по всем параметрам инвестором для ОЗК стала группа "Сумма" Зиявудина Магомедова.

 "Непрозрачность критериев отбора инвесторов и проведение размещения допэмиссии в форме закрытой подписки нарушают принципы конкуренции и ставят участников в неравные условия",— заявил вчера управляющий директор дирекции агробизнеса "Базэла" Андрей Олейник. Он также признался, что с момента подачи заявки "О заинтересованности" в приватизации госкомпании (подала входящая в группу "Базэл" управляющая компания агрохолдинга "Кубань") и пакета необходимых документов никакой обратной связи ни от ОЗК, ни от ее инвестконсультанта компании "Тройка Диалог" не было. Об аналогичных проблемах ранее заявляли и другие претенденты. Как уже сообщал "Ъ", помимо "Базэла", заявки на приобретение допэмиссии ОЗК в размере 50% минус одна акция направляли еще пять компаний: группа "Русагро", подконтрольная сенатору Вадиму Мошковичу; группа "Сумма" Зиявудина Магомедова; один из крупнейших мировых зернотрейдеров — швейцарский Louis Dreyfus, а также малоизвестные "Био-тон" и "Нефтегазиндустрия". 

 Вчера же в распоряжении "Ъ" оказалась копия обновленной версии промежуточного отчета "Тройки Диалог" "О проведении дополнительной эмиссии акций ОАО ОЗК" от 12 апреля текущего года. Согласно документу, единственной компанией, соответствующей всем предъявленным критериям отбора, стала группа "Сумма". Остальные претенденты не соответствуют одному или нескольким заявленным параметрам. В частности, у "РусАгро" и "Базэла" оказалось недостаточно мощностей по хранению зерна — 347 тыс. тонн и 270 тыс. тонн соответственно. Согласно предварительным результатам квалификации инвесторов, они должны составлять не менее 500 тыс. тонн. Кроме того, у остальных компаний отсутствуют собственные мощности по портовой перевалке зерна. Международный зернотрейдер Louis Dreyfus, владеющий собственной перевалкой, признан не соответствующим пункту о том, что конечными бенефициарами инвестора должны быть только граждане РФ. 

 Источники "Ъ" в Минэкономразвития и Минсельхозе вчера подтвердили, что получили эту версию отчета, но никаких заключений по нему пока не давали. "При отборе инвестора мы будем ориентироваться на два ключевых параметра: наличие собственных мощностей по портовой перевалке и российское гражданство претендента",— подчеркнул источник "Ъ" в Минсельхозе. 

 По информации "Ъ", на сегодняшний день документы для проведения оценки и выставления цены за допэмиссию ОЗК получили только две компании — "Сумма" и "РусАгро". На вопрос "Ъ", сколько претендентов примут участие в итоговом аукционе, в пресс-службе ОЗК уклончиво ответили, что "в финальном отборе примут участие как минимум две компании". 

 Участники рынка считают, что при таком подходе государство может потерять в стоимости ОЗК. "Закрытая продажа не позволит получить реальную стоимость пакета ОЗК",— считает Андрей Олейник. Как уже сообщал "Ъ" 20 апреля, "Тройка Диалог" оценила минимальные инвестиции в развитие ОЗК в 4,7 млрд руб., предварительная оценка Deloitte стоимости допэмиссии госкомпании составила 5,6 млрд руб. Участники рынка считают, что стоимость предложенного к продаже пакета ОЗК может доходить и до 9 млрд. руб. В пресс-службе ОЗК вчера сообщили, что финальная оценка допэмиссии "еще не подписана и ее подписание ожидается в ближайшие дни". Согласно графику, указанному в отчете "Тройки Диалог", подача финального отчета с рекомендациями должна состояться 18 мая, а выкуп допэмиссии выбранным инвестором — до 21 мая. 

 Вчера в большинстве компаний-претендентов на покупку доли в ОЗК заявили, что оставляют за собой право оспорить приватизацию из-за ее "непрозрачности". "Наши юристы уже работают над этим",— сообщили в одной из компаний. 

 kommersant.ru
 

Комбикормомовая отсрасль России: состояние и перспективы развития

Подводя итоги четвертого года реализации Госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», можно сделать предварительные выводы о том, что предусмотренные ею показатели объемов продукции животноводства в основном выполняются. За последние три года Особенно Существенный рост наблюдается в птицеводстве и свиноводстве — 27% и 15,4%. И связан он напрямую с увеличением продукции комбикормовой отрасли.

По данным Росстата, объем производства комбикормов за последние годы ежегодно увеличивается на 7-10% и более. В 2011 г. выработано около 17,8 млн. т комбикормов, или на 7,1%, больше по сравнению с прошлым годом, в том числе для птицы — на 9,2%, для свиней — на 4,3%, для КРС — на 8,5%. Однако, как мы уже не один раз об этом говорили, данные Росстата недостоверны. Комбикормовые заводы и цеха в составе птицефабрик, свинокомплексов и живкомплексов по-прежнему не отчитываются перед ним за произведенную продукцию. А по информации Росптицесоюза, около 70% комбикормов вырабатывается непосредственно на птицефабриках.

До недавнего времени значительная часть премиксов и БВМК ввозилась из-за рубежа. Но сейчас ситуация начала меняться, ежегодно растут объемы этой продукции в нашей стране. В 2010 г. производство БВМК по сравнению с 2008 г. выросло в 2,2 раза — до 142 тыс. т, а в 2011 г. — до 181,1 тыс. т. Такие же темпы роста наблюдаются и в производстве премиксов, которое в 2011 г. составило 124,2 тыс. т, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 26,9%.

Продукция отечественных предприятий по качеству практически не уступает импортной и может конкурировать на рынке. И это вполне законо-мерно. Ведь за последние годы в России построено более 40 комбикормовых заводов и цехов производительностью от 20 до 50 т/ч, которые оснащены современными оборудованием и технологиями. Но при этом нужно учитывать, что для производства премиксов все сырье поступает из-за рубежа, а для БВМК — 75-80%. Цены на него ежегодно растут, дополнительно начисляется ввозная пошлина, что влияет на стоимость комбикормов, значит, и животноводческой продукции.

Союз комбикормщиков и Российский зерновой союз неоднократно обращались в Минсельхоз и в Правительство Российской Федерации с предложениями об изменении тарифно-таможенного регулирования рынка комбикормовой продукции, в том числе по обнулению ввозных пошлин на витаминные препараты и аминокислоты; по увеличению ввозных пошлин на БВМК, премиксы и комбикорма для непродуктивных животных с 5% до 15%; по строительству биотехнологических производств и восстановлению микробиологической промышленности. Но пока все остается без изменений.

Вклад комбикормовой отрасли в реализацию Госпрограммы мог бы быть значительно больше, если бы федеральное правительство обратило внимание на проблемы предприятий бывшей государственной комбикормовой промышленности, использующих свои мощности менее чем на 50%, а в ряде регионов — на 30%. Эти заводы из-за дефицита собственных средств не могут проводить реконструкцию или техперевооружение. Для нормальной, более эффективной работы нужно лишь изменить их статус, приравняв к комбикормовым предприятиям в составе птицефабрик, живкомплексов и холдингов, как это неоднократно предлагал Союз комбикормщиков, внеся их в перечень сельхозтоваропроизводителей, пользующихся льготами финансирования для реконструкции и техперевооружения за счет кредитования с субсидированием процентной ставки. Но увы, получается, что у государства есть сыновья и пасынки.

В 2010 г. была разработана и утверждена отраслевая целевая программа «Развитие производства комбикормов в Российской Федерации на 2010-2012 годы»

Одной из основных задач в программе обозначено содействие разработке и внедрению рациональной структуры производства зерновых и зернобобовых культур и кормовых продуктов на основе отходов пищевых отраслей АПК.

Попробуем проанализировать состояние сырьевой базы для выработки комбикормов. В 2010 г. из-за засухи снизился валовой сбор почти всех сельхозкультур, поэтому для сравнения возьмем 2009 г. Сборы кукурузы в 2011 г. возросли на 69%, сахарной свеклы — на 86%, подсолнечника — на 49%, сои — на 80%, рапса — на 57%.

Но это не значит, что мы достигли предусмотренных программой объемов производства указанных видов сырья. Так, потребность в соевом шроте в 2011 г. составляла 3,5 млн т (в пересчете на сою — 4,8 млн т) и в экструдированной сое — 0,3 млн т. То есть только на кормовые цели ее требуется 5,1 млн т, а валовой сбор — всего 1,7 млн т. Объем зернобобовых культур, в основном гороха, в последние годы остается на уровне 1,5 млн т, а нужно на кормовые цели 7-8 млн т. Валовой сбор подсолнечника в 2011 г. — 9,6 млн т, при его переработке можно получить 4 млн т жмыха и шрота при потребности комбикормовой отрасли 3,6 млн т. Значительный рывок сделан в выращивании сахарной свеклы — в 2011 г. получено 9,6 млн т. При переработке такого количества свеклы выходит 7,8 млн т сырого жома, около 30% которого нужно использовать в свежем виде. При хранении более трех суток он становится кислым, ухудшается его качество, теряется половина питательных веществ, поэтому остальной объем необходимо сушить и гранулировать. Выход мелассы около 0,5 млн т, которая используется как в пищевых, так и в кормовых целях.

Как видим, все же некоторые подвижки есть, но это лишь первые шаги в увеличении объемов компонентов с повышенным содержанием протеина и энергии, повышающих качество комбикормов и снижающих их себестоимость. Но по существу мало что изменилось. Необходимо ежегодно наращивать объемы зернобобовых культур, кукурузы, увеличивать число предприятий по их переработке, а также использование побочных продуктов пищевой и перерабатывающих отраслей АПК.

Большая часть проблем, тормозящих развитие комбикормовой промышленности, обозначенных в отраслевой программе, решается очень медленно или вообще не рассматривается. Это высокие железнодорожные тарифы на перевозку сырья и комбикормов, которые после реорганизации Министерства транспорта России увеличились более чем на 200% (около 30% от общей стоимости продукции).

Ежегодно повышаются тарифы на энергоресурсы. А, как известно, комбикормовые предприятия весьма энергоемки. Например, на измельчение фуражного зерна на молотковых дробилках затрачивается до 70% электроэнергии от общего ее потребления. Высок расход электроэнергии и при гранулировании комбикормов. Кроме того, при гранулировании, экструдировании и экспандировании используется значительное количество паротепловой энергии. В конечном итоге все издержки реформирования энергетической и газовой отраслей перекладываются на потребителей, в том числе – на производителей комбикормовой продукции, что приводит к увеличению ее стоимости и, соответственно, стоимости животноводческой и птицеводческой продукции.

Союз комбикормщиков на всех уровнях власти неустанно лоббирует как один из главных вопросов обеспечение и развитие научно-технического потенциала комбикормового производства.

Наши предложения о проведении НИОКР по разработке высокоэффек-тивных технологий и высокопроизводительного оборудования долго оставались без ответа. И только в прошлом году после четырех лет рассмотрения и согласования была утверждена научно-техническая программа Союзного государства «Разработка перспективных ресурсосберегающих, экологически чистых технологий и оборудования для производства биологически полноценных комбикормов на 2010-2013 годы» (постановление Совета Министров Союзного государства от 6 октября 2011 г. № 27). Головной организацией по Российской Федерации определен Всероссийский научно-исследовательский институт комбикормовой промышленности. Министерство сельского хозяйства России является государственным заказчиком–координатором. Работы начаты в IV квартале 2011 г., окончание запланировано на 2013 г.

Программа предусматривает для выполнения Российской Федерацией и Республикой Беларусь 14 мероприятий по разработке технологий и оборудования, состоящих из трех групп. Особенность первой группы в том, что технологии и оборудование разрабатываются с учетом использования при выработке комбикорма отечественного сырья — зернобобовых и масличных культур, сапропеля и т.д., а также отходов от переработки сельхозсырья, являющихся в то же время ценными кормовыми продуктами. Среди них жом, меласса, пивная дробина и др. Ввод этих обогатительных добавок в комбикорма сбалансирует их по белковому, витаминному и минеральному составу, что является залогом повышения продуктивности животных. Вторая группа — это разработка различных технологий (экспандирование, микронизация и др.) и оборудования для влаготепловой обработки зерновых компонентов комбикормов с последующим плющением. Природная структура частиц корма во время проведения этих технологических процессов под действием температуры, влажности и давления разрушается на клеточном уровне. Сложные молекулярные соединения переходят в более простые, легкоусвояемые организмом животных, что в конечном итоге также приводит к росту продуктивности. Кроме того, повышение температуры способствует стерилизации кормов, улучшает их санитарное состояние, сокращая, таким образом, заболеваемость животных. Третья группа включает разработку мобильных комбикормовых установок, с помощью которых станет возможным улучшение обеспечения полноценными комбикормами фермерских и личных хозяйств в отдаленных районах, то есть их производство приблизится к местам выращивания животных. Мобильные установки по выработке лечебных добавок послужат на отгонных пастбищах для профилактики и лечения заболеваний животных.

Разработка и освоение новых технологий и оборудования, предусмотренных программой, будут способствовать ускоренному переводу предприятий комбикормовой отрасли на интенсивный путь развития. Использование комбикормов, выработанных таким образом, может повысить продуктивность животных и птицы на 10-15% при одновременном снижении затрат ресурсов на 10-15%.

В октябре 2010 г. в департаменте животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ был создан отдел комбикормов, который в 2011 г. проводил необходимые работы по обсуждению технического регламента Таможенного союза «О безопасности кормов и кормовых добавок». Кроме того, его специалисты организовали обсуждение проектов административных регламентов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в том числе по предоставлению государственной услуги по регистрации кормовых добавок, а также кормов, полученных из ГМ-источников; по надзору за безопасностью кормов и кормовых добавок, выработанных из ГМ-источников на всех стадиях производства и обращения.

По инициативе отдела комбикормов и Союза комбикормщиков сформирована и утверждена комиссия по формированию законодательства комбикормовой промышленности, которая входит в общественный совет при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

В конце 2011 г. Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), являясь одновременно членом-государством Таможенного союза (ТС). В октябре 2011 г. комиссия Таможенного союза привела все нормы ТС в полное соответствие с нормами ВТО.

Вступление в ВТО потребует от России выполнения обязательств, направленных на снижение ставок импортных пошлин на сельскохозяйствен-ную продукцию, на обеспечение соответствия технического, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного регулирования правилам этой организации. Санитарные, ветеринарные и фитосанитарные нормы Российской Федерации должны быть основаны на международных стандартах, подкрепленные научными обоснованиями и оценкой риска.

Основой формирования законодательной базы в сфере технического регулирования ТС является соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Российской Федерации, в республиках Беларусь и Казахстан, принятое 18 ноября 2011 г. в Санкт-Петербурге. Этот документ предусматривает передачу на национальный уровень полномочий по установлению обязательных требований к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС. В соответствии с графиком разработки первоочередных технических регламентов, утвержденным решением комиссии ТС от 8 декабря 2010 г. № 492, уже разработано и принято 24 технических регламента из 47 запланированных к разработке. Технический регламент «О безопасности кормов и кормовых добавок», ответственным разработчиком которого является Республика Казахстан, еще не принят. ОАО «ВНИИКП» принимает активное участие в обсуждении его проекта. Хотелось бы, чтобы производители и потребители комбикормовой продукции активнее участвовали в дебатах по поводу этого важного документа, его приложений, перечня прилагаемых стандартов. При вступлении технического регламента в силу его требования будут обязательны для исполнения, поэтому необходимо на стадии публичного обсуждения проекта внимательно его изучить и высказать все свои замечания и предложения.

Доказательной базой для выполнения требований технического регламента будут служить международные и межгосударственные региональные стандарты, а если они еще не приняты — национальные стандарты, нормы и правила, соответствующие международным требованиям государств–членов ТС.

Валерий Афанасьев,                                                                                                                                                                                                                                                            президент Союза комбикормщиков России