Продуктовое эмбарго в отношении Украины вступит в силу с 01 января 2016 года

1 января 2016 года Россия введет продуктовое эмбарго и отменит нулевые таможенные тарифы для Украины. Эмбарго особого значения не имеет, говорят эксперты, а вот рост тарифов снизит торговлю между странами еще на 10-15 %
​Продуктовое эмбарго в отношении Украины вступит в силу 1 января 2016 года, анонсировал в среду министр экономического развития Алексей Улюкаев. У сторон еще остается теоретический шанс договориться и сохранить российский рынок для украинского продовольствия, но за оставшееся время переговоры вряд ли что-то изменят. «Результат работы — зеро, ноль, ничего пока нет. Вероятность того, что будут достигнуты какие-то соглашения, рассматриваю как крайне низкую», — заявил в четверг премьер-министр Дмитрий Медведев.

Отсроченное с августа 2015 года эмбарго окончательно станет реальностью, если 1 декабря в Брюсселе на трехсторонних консультациях на уровне министров России, Украины и Евросоюза не будет принят документ, снимающий озабоченность российской стороны по поводу экономической части соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, которая вступает в силу с нового года. В этом случае не только будет введено продовольственное эмбарго, но и режим свободной торговли России с Украиной в рамках СНГ будет понижен до режима наибольшего благоприятствования: Украина лишится нулевых таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары.

Что означает новое эмбарго
В 2014 году, по данным ФТС, импорт России с Украины по товарам из санкционного списка составил $287,1 млн — 2,7 % от совокупного импорта из Украины в РФ ($10,75 млрд). В общем объеме российского импорта доля украинских товаров составила 3,7 %. В 2013 году эти цифры были выше — 4,1 и 5 % соответственно.

А за первые девять месяцев текущего года Россия импортировала с Украины санкционной продукции лишь на $93,2 млн (2,2 % всего российского импорта с Украины), следует из статистики ФТС (данные предоставлены московским Центром международной торговли, ЦМТ).

Торговля с Украиной в целом упала «процентов на 60» — против совокупного падения экспорта России на 30 % и импорта на 40 %, отмечает Александр Кнобель, директор центра исследований международной торговли РАНХиГС. По позициям сельского хозяйства и готовой пищевой продукции произошло сокращение торгового оборота в пять-шесть раз, отмечает он. Частично падение торговли между двумя странами связано с выбытием некоторых поставщиков из-за конфликта — физическим выбытием, частично — с нестабильностью российской и украинской валют и частично — с запретами Россельхознадзора и Роспотребнадзора на некоторую продукцию, поэтому все основные изменения уже произошли, полагает экономист. Отдельные поставщики могут пострадать от эмбарго, но с макроэкономической точки зрения оно особого значения иметь не будет, утверждает он.
На украинском экспорте эмбарго практически никак не скажется, говорит Алексей Дорошенко, директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей.

«Сейчас нет ни одного товара, который фактически как-то зависел бы от экспорта в Россию», — отмечает он. Если полтора года назад по некоторым категориям продукции экспорт в Россию составлял 40-50 % всего экспорта (по этим категориям), то сейчас в любой группе эта цифра составляет не более нескольких процентов. «Эту погрешность можно поставить в любую небольшую страну, скажем, в Словению или в Хорватию», — говорит эксперт. Кроме того, Украина начинает экспортировать в Китай и Иран. Иранский рынок легко позволит скомпенсировать отсутствие доступа к российскому, говорит Дорошенко.

Если говорить о товарах народного потребления, продуктах питания и сельскохозяйственной продукции, то все, что могло быть запрещено, уже было запрещено, объясняет он. Эту продукцию убрали с рынка Россельхознадзор и Роспотребнадзор. «Теперь просто есть официальный запрет, но в данном случае практика важнее, чем юриспруденция. Юридически запретили сейчас, а фактически — полтора года назад. Хороший повод поговорить — но денег на самом деле за этим не стоит», — резюмирует Дорошенко.

Илья Ломакин-Румянцев, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), отмечает, что компании в России тоже перестроили свои сети поставок уже после запретов двух ведомств. По его словам, крупнейшие торговые компании и федеральные сети — с учетом необходимости обеспечения достаточных объемов продукции, бесперебойности поставок и возможности контролировать качество — сделали ставку на отечественных поставщиков и надежных партнеров за рубежом. «Это часто российские „дочки“ крупнейших международных компаний, таких как PepsiCo, Danone и прочих. Помимо них хватает отечественных сельхозтоваропроизводителей, переработчиков, включая локальных, которые поставляют продукцию в объеме, достаточном для отдельных субъектов Федерации или локальных рынков», — рассказывает эксперт. «Каких-либо потрясений я бы не стал ждать», — резюмирует он.

Наибольшее благоприятствование

По словам Александра Кнобеля, гораздо более существенное влияние на торговлю России и Украины может оказать введение режима наибольшего благоприятствования. «Думаю, что применение режима наибольшего благоприятствования приведет при прочих равных условиях к снижению торговли с Украиной еще процентов на 10 — просто с учетом значения этих тарифов», — оценивает Кнобель. Наталья Волчкова называет похожую цифру — 10-15 %.

Как и в случае с эмбарго на европейские продовольственные товары, может возникнуть проблема реэкспорта через Белоруссию, считает Кнобель. И если в случае эмбарго она затронет только сельскохозяйственные товары и пищевую промышленность, то с применением режима наибольшего благоприятствования коснется вообще всей украинской продукции, так как означает введение ненулевых ставок.
 

Порошенко обеспокоен намерением России ввести продуктовое эмбарго

 Президент Украины на встрече с комиссаром ЕС по вопросам торговли Сесилией Мальмстрем выразил обеспокоенность намерением России ввести с 2016 года продовольственное эмбарго на украинские товары 

 Речь идет о возвращении для Украины таможенных пошлин (снятых в рамках ЗСТ в СНГ) и введении продуктового эмбарго. Это будет сделано, чтобы защитить российский рынок от вступления в силу ЗСТ Украины с ЕС в рамках ассоциации.

 Свободная зона с ЕС означает беспошлинный ввоз европейского импорта на Украину, который дальше через Украину за счет зоны свободной торговли СНГ беспрепятственно мог бы попадать на более крупный и лакомый для ЕС российский рынок. По сути, это равносильно тому, как если бы Россия сама обнулила пошлины для европейских товаров. Но это стало бы сильнейшим ударом по российской промышленности и сельскому хозяйству.

 Порошенко говорит о торговой войне со стороны России. «Мы должны быть готовыми к экономическим последствиям, ведь Россия прибегает не только к оккупации суверенного независимого государства Украина, но и к торговой войне против нас», – заявил Порошенко.

 На самом деле Украина сама спровоцировала закрытие торговли с РФ. Еще в июне 2014 года Киев ввел санкции против России, запретив военно-техническое сотрудничество с РФ, в том числе по продукции двойного назначения. Россия покупала более 3 тыс. комплектующих, узлов и агрегатов со 160 предприятий Украины. Запретив экспорт этих товаров, Киев сам привел многие украинские предприятия на грань банкротства.

 Наконец, Россия предлагает сесть за стол переговоров с Киевом и Брюсселем и найти компромисс. РФ даже придумала обоюдовыгодный план. В частности, она предложила параллельное применение до 2025 года на Украине работающих сейчас в стране технических регламентов как России и Таможенного союза, так и новых регламентов ЕС. Плюс предложила установить квоты для украинских товаров из «группы риска» в случае имплементации соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Однако Киев на контакт не идет.

 Порошенко по-прежнему настаивает на том, что Украине не нужен российский рынок, так как теперь у нее есть Европа. И он снова обратился к комиссару ЕС с просьбой оказать поддержку украинскому экспорту в страны Евросоюза.

 По словам украинского главы, доля России в общем объеме внешней торговли Украины уже сократилась до 16%. Вместе с тем более 37% внешнеторговых операций Украины теперь приходится на страны – члены ЕС. При этом, как отметили участники встречи, украинский экспорт в страны Евросоюза имеет значительный потенциал.

 

Сможет ли Украина заменить российский рынок европейским?

 С 1 января 2016 начинает действовать экономическая часть соглашения об ассоциации с ЕС, где все очень внимательно прописано, что «льзя» и что нельзя.

Несмотря на то что с 1 января 2016 года начинает действовать экономическая часть ассоциации, квоты на поставку продуктов питания в ЕС остаются. Вообще, формально, с 1 мая 2014 года ЕС в одностороннем порядке отменил пошлины на украинские товары. Фактически была запущена экономическая часть соглашения. Но при этом квоты остались, и они останутся в дальнейшем, так как являются неотъемлемой частью самого соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, что четко изложено в Приложении I-А.

Можно торговать с ЕС и без квот, но в этом случае нужно будет платить пошлину даже после начала действия экономической части соглашения об ассоциации. Пошлина в некоторых случаях довольно-таки большая, и она делает просто невыгодным экспорт украинских продуктов питания в ЕС. Так, например, нужно платить 17,3% на мед, или 149 евро за тонну мяса птицы, или 95 евро за тонну пшеницы, или 93 евро за тонну муки. Если же продажа идет в рамках квоты — нет пошлин, и это действительно выгодно бизнесу. Сама логика ассоциации предполагает, что она должна стимулировать экспорт украинской продукции в ЕС, так как нет лишних платежей, в то время как другие страны будут платить эти пошлины, и их продукция будет менее конкурентоспособна, чем украинская.

Квоты были, есть и будут, так как ЕС эти квоты рассматривает как защиту своего рынка. Дружба дружбой, но создавать лишние проблемы на своем рынке продовольствия из-за Украины ЕС не будет.

Если посмотреть, как украинские экспортеры используют квоты ЕС, то тут все очень даже наглядно. Квота на поставку кукурузы в ЕС 400 тыс. тонн полностью уже выполнена, квота на поставку пшеницы 950 тыс. тонн тоже уже выполнена. Квота на поставку меда 5 тыс. тонн тоже полностью использована. Квота на поставку сахара в ЕС в размере 20,07 тыс. тонн использована на 98%. Но, что интересно, при поставках сахара из ЕС на Украину тоже есть квота 30 тысяч тонн. Не так все просто с этими квотами и торговлей.

Украина может поставить по квотам в ЕС 18 тыс. тонн мяса птицы, и эта квота уже выполнена на 56%. А вот квота на поставку свинины в ЕС в размере 20 тыс. тонн вообще не использована. То же самое касается и квот на поставку говядины и баранины. Получается, что квота есть, но вот украинские экспортеры ее не используют. Не потому, что не хотят, а потому, что это сложно. Для того чтобы поставлять мясо в ЕС, нужно не просто заменить большую часть оборудования на своих предприятиях, но и сделать лаборатории в соответствии со стандартами ЕС и еще пройти сертификацию продукции. При этом нужно провести сертификацию всего, начиная с качества земли, где выращиваются корма, а дальше уже по всей цепочке: сертифицировать выращенный корм и содержание животных, методы забоя и переработки мяса, хранения и транспортировки. Это под силу только очень крупным агрохолдингам, которые могут согласиться понести существенные убытки на сертификацию в надежде на будущие доходы. Вот и сейчас у нас один из самых больших «куриных олигархов» провел сертификацию согласно требованиям, и только он может поставлять мясо птицы в ЕС. Но тут еще одна проблема: нужно, чтобы его купили. А если кто не знает, ЕС — крупнейший в мире производитель и экспортер мяса птицы. Тут, как говорится, встретились два конкурента.

Но это все сырье, а как же продажи в ЕС продуктов питания? Тут еще сложнее. Украина фактически не использует квоту по кондитерским изделиям и молочной продукции, не продает табачные изделия, хотя имеет право, и даже спирт не продают в ЕС, хотя могут. Если еще сельскохозяйственное сырье Украина худо-бедно научилась продавать в ЕС, то готовые продукты питания продавать в ЕС очень сложно. Опять же, это связано во многом с необходимостью прохождения сложной процедуры сертификации. Но, что самое сложное, для того чтобы ее пройти, нужно инвестировать дополнительные деньги. Так, например, Украина может поставлять в ЕС молочных изделий 8 тыс. тонн. Но для этого нужно вначале сертифицировать корма, которыми будут кормить коров, потом сертифицировать коров и желательно заменить породу, потому что наша традиционная не подходит для европейских стандартов, потом сертификация производства и транспортировки. Но так как у нас большая часть молока производится в частных хозяйствах, то сделать это практически нереально. Украине нужны свои «молочные короли», как это получилось на примере «куриных королей».

Украина имеет квоту на поставку кондитерских изделий в ЕС в размере 2 тысячи тонн. Сейчас она использована всего на 12%. Кроме сертификации, тут еще одна существенная проблема — узнаваемость бренда. Для того чтобы украинский шоколад или печенье покупали в ЕС, потребители должны знать украинский бренд. А раскрутить бренд — это долго и дорого. Дело осложняется и тем, что в ЕС существуют мировые монстры по производству кондитерских изделий, и тут сложно конкурировать, даже если очень захотеть. И сама квота очень маленькая. Ради таких объемов затевать сертификацию и перепрофилировать производство под европейские стандарты решится не каждый. Хотя, может, некоторым это будет интересно.

Сам по себе рынок ЕС большой, но и конкуренция там на порядок жестче и сложнее, чем в других странах. Поэтому там нужно хорошо работать «локтями», чтобы закрепиться на рынке. При этом нужно учитывать и реалии рынка. На сегодня у Украины хорошо получается экспортировать в ЕС кукурузу, пшеницу, и, скорее всего, это направление можно и нужно развивать. В отдельных случаях Украине бывает выгодно продавать в ЕС зерно, даже сверх квот, так как пошлины позволяют все равно найти оптимальную цену для европейских потребителей. Что же касается готовых продуктов питания, то рынок ЕС очень сложный и, по большому счету, малоинтересный. Исключение может составить сухое молоко, крахмал, мука. Хотя это тоже не совсем готовые продукты питания. Что же касается конфет и печенья, а тем более йогуртов и молочных паст, то тут еще более сложно и тяжело, так как без узнаваемого бренда тяжело продавать на рынках ЕС, а мелкие продажи — это несерьезно.

Вот это реальная картина того, что может Украина продавать из продуктов питания в ЕС, а что продавать нереально.

 

Источник: РБК, vz.ru