«КАРАНТИННЫЕ» ПРОБЛЕМЫ ЗЕРНОВИКОВ ИЛИ КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА СО СТОРОНЫ «РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРОВЦЕВ».

После принятия нового Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений", которого с надеждой ожидали те, кто связан с хранением, обработкой и переработкой зерна, ничто или почти ничто не изменилось.

Чуть ли не еженедельно получаю звонки от директоров предприятий хлебопродуктов, начальников ПТЛ, зернопроизводителей из разных уголков России с одним вопросом: как избавиться от вымогательства со стороны «россельхознадзоровцев».

Суть вымогательств состоит в устных требованиях местных карантинных служб провести «карантинное фитосанитарное обеззараживание» зерна «методом газации».

Они (карантинщики) великолепно знают, что не отмененная до 01.01.2018 г. статья 10 старого Федерального закона от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений» гласит: «Работы по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работы по их дегазации проводятся специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по обеспечению карантина растений». Читай – бизнес структурами Россельхознадзора. И мы знаем, что эти структуры, пользуясь этим административным рычагом, задирают умопомрачительные расценки на «работы по обеззараживанию … методом газации». Иногда эти расценки в несколько раз превосходят среднерыночные.

Иначе они грозят не выдать ни карантинный, ни фитосанитарный сертификаты, ссылаясь на пункты 2 и 3 части 1 статьи 27 206-ФЗ. И не признать документы об обеззараживании зерна, проведенном другими структурами.

Я советовал директорам требовать от карантинщиков письменные предписания, акты государственного карантинного фитосанитарного контроля. Но оказывается, что, зачастую, их в письменном виде не выдают, требуют только устно. Знают, что это незаконно, и что нельзя оставлять улик, потому что в зерне нет «карантинных объектов – вредных организмов, отсутствующих или ограниченно распространенных на территории Российской Федерации и внесенных в единый перечень карантинных объектов» (для зерна – это капровый жук), которых надо «лишить жизнеспособности» «методом газации». Иногда зерно вообще не заражено, и в нем нет даже наших доморощенных насекомых, на которых ФЗ-206 ну никак не распространяется.

Вот и получается «ловушка» для зерновиков. И наплевать им (карантинщикам), что п. 4 статьи 14 ФЗ-206 прямо указывает: «Запрещается применять карантинные фитосанитарные требования для решения задач, не относящихся к карантину растений».

Да и сам ФЗ-206 прописан так, что неискушенному читателю трудно разобраться в порядке защиты страны от карантинной опасности.

Мне сдается, что в п. 20 статьи 2 ФЗ-206 сознательно или бессознательно (не могу утверждать точно, лишь предполагаю) в определении записано: «карантинное фитосанитарное обеззараживание – процедура по уничтожению, удалению, стерилизации (лишению репродуктивной способности) вредных организмов (выделено мною) или лишению их жизнеспособности».

Теперь сравните:

- пункт 6 статьи 2: «вредный организм – жизнеспособное растение любых вида, сорта или биологического типа, животное либо болезнетворный организм любых вида, биологического типа, которые способны нанести вред растениям или продукции растительного происхождения» с

- пунктом 14 статьи 2: «карантинный объект – вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов».

Вот она где, эта «ловушка», позволяющая обманывать законопослушных зерновиков, заставляя их проводить «карантинное фитосанитарное обеззараживание» «методом газации» при отсутствии в зерне карантинного вредителя – капрового жука.

В помощь зерновикам и самим местным карантинщикам я попытаюсь выстроить разбросанные по тексту ФЗ-206 положения в стройный порядок.

Начнем со статьи 8 ФЗ-206, в которой записано: «Государственный карантинный фитосанитарный контроль… осуществляется… в местах хранения и переработки подкарантинной продукции за подкарантинными объектами… путем проведения …мероприятий, …включающих в себя… досмотр… подкарантинной продукции …в целях определения соответствия ее состояния карантинным фитосанитарным требованиям». И далее: «По результатам …контроля … оформляется акт государственного карантинного фитосанитарного контроля…».

В пункте 5 статьи 15 читаем: «В отношении подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, по выбору собственника (выделено мною) применяется одна из следующих карантинных фитосанитарных мер:

1) карантинное фитосанитарное обеззараживание;

2) переработка подкарантинной продукции способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, в том числе посредством производства из нее продукции, не относящейся к подкарантинной продукции;

3) уничтожение подкарантинной продукции».

Эти же процедуры почти дословно повторены в пункте 4 статьи 16 ФЗ-206: «При выявлении заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинного объекта карантинными объектами (выделено мною)… принимаются следующие карантинные фитосанитарные меры:… Подкарантинная продукция, размещенная и (или) хранящаяся на подкарантинном объекте, подлежит по выбору собственника (выделено мною) карантинному фитосанитарному обеззараживанию, переработке способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, или уничтожению».

Прошу обратить на это внимание и зерновиков, и местных карантинщиков. В соответствии со статьями 15 и 16 ФЗ-206, карантинное фитосанитарное обеззараживание проводится при двух условиях: если продукт заражен или засорен карантинными объектами, и если собственник этого продукта сам выбрал «карантинное фитосанитарное обеззараживание» из трех способов, предусмотренных статьей 15.

Надо упомянуть еще статью 18 ФЗ-206, которая пунктом 2 предусматривает, что: «Карантинный фитосанитарный режим вводится в карантинной фитосанитарной зоне…», и на период его действия «могут устанавливаться запреты и (или) ограничения в отношении… вывоза без карантинного сертификата… подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим».

Витиевато, но ясно, что закон не дает право требовать оформления карантинного сертификата на перевозку груза внутри страны, если на территории, из которой вывозится продукция, не введен «карантинный фитосанитарный режим».

Стоит отметить, что пункт 1 статьи 25 ФЗ-206 определяет, что «Вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера».

Иными словами, оформлять фитосанитарный сертификат нужно лишь тогда, когда вы отправляете зерно на экспорт.

Еще раз напомню, что п. 4 статьи 14 ФЗ-206 прямо указывает: «Запрещается применять карантинные фитосанитарные требования для решения задач, не относящихся к карантину растений».

И статья 31 ФЗ-206 предусматривает «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области карантина растений».

При этом «Вред, причиненный вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области карантина растений имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В пункте 6 статьи 8 записано: «Должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и функций».

В то же время в пункте 5 статьи 8 определено, что «Предписания по вопросам, относящимся к компетенции должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, гражданами, юридическими лицами».

Наконец пункт 7 статьи 8 подсказывает, что «Действия или бездействие должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке».

Многим «обиженным» карантинщиками предприятиям я советовал воспользоваться этим пунктом 7 статьи 8 ФЗ-26. Но, к сожалению, получал почти стандартный ответ: «Да Вы что, Геннадий Алексеевич, лучше я откуплюсь. Иначе они меня замучают». Ну что ж, живите рабами. Но лучше - боритесь с беспределом. И примером в этом может служить генеральный директор ООО «Защитахлеб» Кошелева Т. В., которая обратилась к прокурору Оренбургской области Ткачеву И. В. с просьбой «…проверить законность действий Управления Россельхознадзора по Оренбургской области в вопросе проведения карантинного обеззараживания, необоснованного препятствования деятельности предприятий и предпринимателей».

Сделаю небольшое отступление. В статье 9 ФЗ-206 установлено, что «Должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, имеют право … осуществлять контроль за выполнением работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию…». Я полагаю, этим «должностным лицам» надо бы направить свои усилия на более тщательный и действенный контроль подопечных Россельхознадзору коммерческих структур, которым Россельхознадзор выдал монопольное право на «карантинное фитосанитарное обеззараживание» «методом газации». Надо бы обязать их работников пройти должную профподготовку по обеззараживанию зерна, в том числе «методом газации» у компетентных специалистов в этой области знаний. Тогда можно было бы избежать печальных и трагических последствий выполненных этими структурами ряда «карантинных фитосанитарных обеззараживаний» «методом газации», закончившихся пожарами, взрывами, калечением и гибелью людей.

И напоследок. Есть коренной, радикальный и самый правильный путь решения этих проблем – лишить ничтожного капрового жука Trogoderma granarium Ev. статуса «карантинного объекта» для нашей страны. Загляните в мою публикацию [1], где я давал биологическое обоснование этому. Карантинный риск от него ничтожен, если не нулевой. Он не способен жить в условиях климата России, даже в самом теплом ее регионе – Краснодарском крае. Иначе он давно бы расселился по всей стране, поскольку карантинщики неоднократно или сознательно, или по неразумению, или по недосмотру пропускали» его через границу. А сколько же государственных и частных средств, сил и нервов на этом можно и нужно сэкономить!

Уважаемый министр сельского хозяйства России Александр Николаевич Ткачев, эту просьбу я адресую Вам лично! Проявите, пожалуйста, мудрость.

 

                                                                               Закладной Г. А., доктор биол. наук, профессор

Генеральная прокуратура РФ внесла первому заместителю Министра сельского хозяйства Джамбулату Хатуову представление в сфере государственного фитосанитарного надзора

                                                                                                                                                      Литература

1. Закладной, Г. А. Историческая справка о «минсельхознадзоркоррупшн» [Текст] // Хлебопродукты. – 2011. - № 7. – С. 34-35.