Bayer расправляет крылья

147 Компания сфокусируется на четырех направлениях развития

 По заявлению ведущего менеджера Bayer, Сандры Петерсон, последние разработки компании в области защиты растений превзошли все их ожидания. Только от реализации шести инновационных препаратов Bayer планирует достичь беспрецедентного уровня доходности в 1 млрд. евро в 2012 году. Представитель компании уверена, что эффективность новых продуктов гораздо выше по сравнению с теми, на смену которым они приходят.

Среди этих шести препаратов, три фунгицида, основными действующими веществами которых является пиридинил-этил-бензамид, биксафен, флуопирам и пенвлуофен; изотиазоловый фунгицид для риса; гербицид, относящийся к группе алкилазинов и биологическое средство от нематод, основанное на бактерии Bacillus firmus.

Bayer представила стратегический план, который призван в корне обновить бизнес-модель компании. Этот план основывается на четырех основных постулатах.

Первый постулат состоит в упрощении портфолио пестицидов. К 2013 году компания сфокусируется на 15 брендах, сократит количество используемых действующих веществ более чем на 10%, а перечень стратегических продуктов уменьшится на треть. Bayer ускорит процесс продвижения на рынок тех инсектицидов, которые попали в класс I классификации Всемирной организации здравоохранения, то есть их длительное применение является относительно безопасным.

Будет пересмотрена схема поставки препаратов на рынок, что сделает ее более гибкой, ориентированной на конечных потребителей, с ясным распределением ответственности. Реструктуризация маркетинговой системы Bayer, позволит улучшить работу всей цепочки: от производства до использования продуктов. Второй постулат является важным звеном новой маркетинговой концепции Bayer и носит условное название "семена до прилавка". Он позволит подготовить почву для инвестирования в отделение BioScience, занимающееся ключевыми культурами в различных регионах.

В "семенах до прилавка" будет задействована вся сельскохозяйственная цепочка: от научного сообщества, фермеров и агрономов до поставщиков исходных материалов и продавцов произведенной продукции. Более 400 инициатив разрабатываются с целью повышения гибкости торговой цепочки. Включают они и меры по совершенствованию химического производства.

В частности, Bayer разработал принципиально новый подход к производству одного из фунгицидов, благодаря чему планирует сэкономить 50 млн. евро. Ожидается 20-процентное снижение затрат при производстве некоторых инсектицидов. В компании ожидают, что инновации в химической сфере очень скоро скажутся на повышении общей эффективности работы.

Наука и инновации

Третий постулат стратегического плана Bayer касается поиска новых пестицидов и разработки технологий их синтеза. Компания намерена финансировать науку и инновации в максимальном по данной отрасли размере. Исследовательские фонды Bayer увеличатся до 850 млн. евро к 2015 году. Это на 20% больше, по сравнению с 2010 годом, и на 30% больше, чем в 2005. Ожидается сосредоточение усилий на наиболее перспективном подразделении — BioScience, занимающимся разработкой новых линий семян. Инвестиции в этом направлении удвоятся.

Одним из направлений исследований, в котором заинтересована компания является поиск методов управления устойчивостью растений и создания генетически модифицированных линий, устойчивых к глифосату.

Bayer также намерена улучшить сорта тропических и субтропических культур, в частности повысить эффективность водопотребления у них. Новые типы регуляторных веществ планируется использовать для искусственного управления экспрессией генов у растений, что важно для сохранения урожая при температурном стрессе или засухе. Это позволит добиться желаемых свойств от растений и повысить их устойчивость к стрессам без изменения их генома.

До 2013 года будет представлено около 45 препаратов, базирующихся на шести новых действующих веществах. Среди них средства для предпосевной обработки семян, и нематоциды. Продажи нового фунгицида для зерновых превысили 100 млн. евро по итогам первой половины года.

До 2015 года ожидается появление ряда новых действующих веществ. За счет этого Bayer собирается существенно обновить "ядро" своего бизнеса. Среди новых действующих веществ будет инсектицид флупирадифурон. Он будет применяться для борьбы с сосущими насекомыми на плодовых, овощных и пропашных культурах. Также появится новый гербицид, основанный на сульфонанилиде, предназначенный для обработки риса по всходам.

Следует также ожидать от Bayer новинок на рынке семян. До 2015 года будет запущено 20 проектов. Уже на ближайшие месяцы запланировано представление новых линий овощных культур и нескольких линий генетически модифицированного хлопка, устойчивых к гербицидам и насекомым-вредителям. В следующем году в США и Бразилии будут представлены новые сорта сои, толерантные к глюфосинату. Новые гибриды риса появятся в 2014 году.

Компания только в последнее время вступила на рынок сои, приобретя в США фирму, занимающуюся производством семян. По оценкам Bayer, она стала обладателем одного из самых мощных производств в данном секторе. На нем впервые начнется выпуск линий толерантных одновременно к трем гербицидам. Но гордостью этого производства является линия, которая существенно изменит «правила игры» при борьбе с цистами нематод.

 

Расширение BioScience

 

Четвертый постулат, вероятно, будет самым мощным фактором развития компании. С удвоением бюджета на подразделение BioScience, Bayer возлагает на него особые надежды. Расширение подразделения, занимающегося семенами и новыми линиями, произойдет как за счет самостоятельного роста, так и посредством поглощения менее перспективных подразделений. Компания занимает лидирующие позиции на рынке семян хлопка, масличных и овощных культур. Но ожидается, что Bayer в скором времени выйдет в лидеры по продажам семян еще трех культур, занимающих огромные посевные площади в мире.

Bayer хочет завоевать рынок семян сои, риса и пшеницы. В компании уверены, что интенсивная работа по созданию новых линий, вместе с разработкой, нацеленных на них средств защиты, является ключом успеха. Но основной вклад в этот успех должны сделать именно семена.

Недавно Bayer приобрела в США фирму Hornbeck Seed, вместе с ее генетической коллекцией сои, а также сделала несколько менее значительных приобретений в Латинской Америке. В частности, несколько месяцев назад приобретена бразильская SoyTech Seeds. Bayer планирует добиться создания линий с более высокой урожайностью, по сравнению с тем, что имеется в настоящее время. Это будут как ГМ линии, так и традиционные гибриды.

Рис станет одной из основных культур в спектре предложений компании. Будут выведены новые сорта, устойчивые к болезням и вредителям. Аналогичный прорыв планируется совершить и на рынке семян пшеницы. Традиционная западная культура была на время забыта из-за того, что фермеры сосредоточили свои основные усилия на более выгодной кукурузе. Bayer считает, что поставки будут сокращаться на несколько миллионов тонн, в то время, как необходим 17-процентный прирост продукции, что позволит удовлетворить спрос в течение ближайших десяти лет, вплоть до 2020 года. Ожидается, что в ближайшем будущем посевные площади и сборы пшеницы будут увеличиваться. В отношении этой культуры основной упор будет сделан на повышении устойчивости к стрессу и оптимизации потребления минеральных веществ, причем работа будет вестись как с ГМ-линиями, так и с линиями традиционной селекции. Будет налажено сотрудничество с компаниями в Австралии и Украине. Компания сообщает о существенно прогрессе в деле разработки новых линий пшеницы, которые станут доступны на рынке в 2015 году.

Что касается семян хлопка, то в настоящее время позиция компании укрепилась, благодаря более чем 50-процентному росту в 2010 году и продолжению хорошего роста в 2011. Bayer подчеркивает преимущества одной из своих новых линий, обладающей устойчивостью к глюфосинату и насекомым-вредителям. Ее появление на рынке ожидается в 2013 году, но уже сегодня она востребована американскими фермерами, столкнувшимися с серьезной проблемой возникновения устойчивости к гербицидам у сорняков. В еще одном ключевом сегменте бизнеса – фрукты и овощи – продажи Bayer составляют четверть от общих продаж семян и средств защиты. Представители компании заявляют, что данный сегмент был ими недооценен. Он занимает 30% мировых продаж пестицидов. Став ближе к потребителю при помощи специальных групп по культурам, экспертов по культурам и других партнеров, Bayer намеревается достичь здесь продаж в размере 3 млрд. евро, за счет продукции BioScience и средств защиты растений.

Только за счет пересмотра своего портфолио Bayer добилась 11-процентного роста в первой половине этого года. Поступления с рынка средств защиты растений увеличились на 10%, продажа семян возросла на четверть, при сохранении на стабильном уровне продаж неспециализированных пестицидов. Bayer четко поставила себе задачи и уже приступила к их реализации. В ближайшее время присутствие этой компании на рынке семян и агрохимикатов будет только расти.

Переговоры с фермерами привели к появлению нового подхода к кредитованию в развивающихся странах, который облегчит им покупку необходимых продуктов. Одним из примеров является Украина, куда через кредитную систему, поддерживаемую международным банком Bank of International Settlements, Базель (Швейцария), планируется направить 140 млн. евро в первые три года, из них – около 30 млн. евро будет выделено в следующем году. Еще одним примером является расширение бартерной системы платежей для бразильских фермеров.