Казахстан: Пираты просятся на рею

Стоило агентству «Казах-Зерно» взяться за вывод на чистую воду коррупционной схемы работы зернового терминала «Ак бидай» в порту Актау, как МСХ РК встало на защиту руководства этой организации, пустившей длинные осьминожьи щупальца в мутную воду Каспия. Что ж, ничего удивительного в такой бойкой реакции нет: минсельхозовская суета лишний раз подтверждает сделанные нами в ходе журналистского расследования выводы о том, что глава «Ак Бидай Терминал» Рафаиль Галямов не более чем марионетка, пляшущая под звуки дудки с самого верха сельхозведомства.

В этой пиратской трагикомедии распределить роли не сложно: Мамытбеков - спятивший от морской болезни капитан, трясущимися ручонками уцепившийся в штурвал сельского хозяйства Казахстана и уверенно ведущий его к скорой гибели на рифах.

Галямов - затюканный юнга, без всякой пользы мечущийся от кормы к носу, и при этом получающий тычки и пинки со всех сторон. Отметим, что именно судьба юнги особенно незавидна: рано или поздно на палубу корабля заберутся солдаты (назовем так представителей контролирующих органов), которые спятившего капитана и матросов просто выбросят за борт, а вот юнгу подвесят на рее - в назидание другим пиратским шайкам. (А что там наши капитан и команда за бортом? Смотрите-ка, не тонут!)

Отметим, что недавно в этой истории появился еще один герой - Евгений Аман, ответственный секретарь МСХ РК. Какая роль у него? Пожалуй, что боцмана: понятно, что со спятившим капитаном он заодно, но при этом должность заставляет сохранять солидный вид и статься представить происходящее на судне в позитивных тонах. Ведь боцман отвечает за порядок, и паника на борту ему не нужна.

Именно такое ощущение - внешнее спокойствие при полном осознании творящегося бардака - производят ответы на вопросы агентства «Казах-Зерно», которые мы получили за подписью Евгения Амана.

Признаемся сразу, ответов по существу мы не ждали. Кто хоть раз сталкивался со способностью чиновников говорить много, не сообщая ни слова по сути, тот понимает, о чем идет речь. Вот, например, мы задаем вопрос:

«На основании каких норм и законов в настоящий момент доступ к услугам «Ак Бидай Терминал» имеет лишь ограниченный круг компаний?»

И что мы слышим в ответ?

«В соответствии с действующим законодательством РК» доступ к услугам терминала имеет потенциально любой экспортер зерна»…

Хорош ответ, залюбуешься! Господин Аман, мы ведь спрашивали не о том, кто и на что «потенциально» имеет право в соответствии с законом. «Потенциально» много чего может случиться. Например, нынешняя команда МСХ РК «потенциально» могла бы создать для всех крестьян страны хорошие условия для успешного развития агробизнеса на благо своих семей и всей страны. Но то - «потенциально»! А мы спрашивали вас о конкретно сложившейся на терминале «Ак бидай» ситуации, когда услугами по перевалке зерна на регулярной основе пользуется три-четыре зерновые компании, близкие к министру Мамытбекову, ну и плюс «друзья друзей» и «случайные прохожие», сумевшие как-то «заинтересовать» руководство. А вы нам - про «потенциально»! (Отметим, что в первом квартале этого года компаний-экспортеров набралось всего 11, большая часть которых - завсегдатаи заветного списка).

Одним словом, ответ на прямой вопрос мы не получили, но зато почувствовали от Евгения Амана хороший боцманский заряд на позитив. Эдакий пир во время чумы. Из той же оперы ответы на большинство других наших прямых вопросов.

Спрашиваем:  «Как можно объяснить иначе, чем личной заинтересованностью руководства «Ак Бидай Терминал», то, что всем желающим отгрузить зерно навязывают услуги определенных посредников?»

Ответ: «Экспортеры зерна заключают договоры с транспортно-экспедиторскими компаниями исключительно на добровольной основе и в целях удобства самих экспортеров».

Ну, конечно, «добровольно»! В советское время эту «добровольность» прозвали «добровольно-принудительной», когда люди «добровольно» деньги в фонд мира перечисляли, на демонстрации и на субботники ходили. Что тут скажешь? Видимо, Евгений Аман при подготовке ответов на наши вопросы с ситуацией-то не познакомился. Иначе бы ему не составило труда почитать наши статьи о злоключениях в зерновом терминале компании «Многострадальное зерно», которая после отказа от  «добровольных» услуг экспедиторов вовсе вылетела из списка экспортеров. Хорошая такая «добровольность», не хуже «потенциальности» из предыдущего ответа Евгения Амана! И, кстати, у нас тоже был вопрос об этом:

«Какие из государственных органов и когда в последний раз проверяли деятельность «Ак Бидай Терминал»? Какие нарушения были выявлены? Кто за них был наказан?»

Сразу скажем, что ответ на первую часть этого вопроса (кто проверял терминал) нам был известен и самим. Ведь еще в конце минувшего года прокуратурой Мангистауской области совместно со специалистами Антимонопольной инспекции проведена проверка на предмет соблюдения законности при отгрузке зерна на экспорт морским путем через зерновой терминал «Ак бидай». Поводом для проверки стало не что иное, как обращение ИА «Казах-Зерно».

«Проверкой установлено, что вопросы отгрузки зерна на экспорт через терминал АО «Ак Бидай Терминал» ничем не регламентированы, в том числе не определена процедура заключения договоров с экспортерами, что лишает последних планировать свою работу, и вынуждает за отдельную плату прибегать к услугам экспедиторов», - было отмечено в сообщении прокуратуры по итогам проверки.

(Кстати, вернемся к предыдущему вопросу и обратим внимание на то, что даже прокуратура установила факт навязывания экспортерам услуг экспедиторов - но Евгений Аман признавать этого почему-то не хочет).

Прокуратура вынесла представление о необходимости устранить выявленные нарушения законности. На основании этого руководство АО «Ак Бидай Терминал» было вынуждено разработать и утвердить инструкцию «О порядке перевалки зерна через зерновой терминал АО «Ак Бидай Терминал». 

Кроме того, проверкой были установлены признаки нарушения руководством «Ак Бидай Терминал» антимонопольного законодательства. По этому факту было расследование Агентством РК по защите конкуренции, а потом и возбуждено административное производство по выявленным фактом. Оно идет до сих пор.

Что же нам ответил господин Аман? А вот что: «Антимонопольной инспекцией в отношении Терминала составлен протокол об административном правонарушении за злоупотребление своим доминирующим положением на рынке. Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством судом не определен вопрос об обоснованности привлечения к административной ответственности, ее степень и размер».

Интересный ответ! Особенно после слов «Вместе с тем». Из ответа следует, что руководству государственного (!) предприятия, каким является «Ак Бидай Терминал», недостаточно заключения антимонопольного агентства. Ему еще и судебное решение подавай, чтобы оно признало себя виновными по выявленным фактам! Ну а как известно, пока человек себя виновным не признал, исправляться он не будет. Вывод из ответа Евгения Амана однозначный - в «Ак Бидай терминал» плевать  хотели на какие-то протоколы, им судебные решения подавай! Неужто сами на свою голову накликать хотят?..

Что ж, остается ждать, пока контролирующим органом надоест такое наплевательское к себе отношение и они обеспечат «пиратам Каспийского моря» полноценный судебный приговор. Зачем отказывать людям, которые сами просят вздернуть их на рее? 

Лия Стрик

Газета «КазахЗерно.kz»