Открытое письмо Г.А. Закладного, д.б.н., профессора.

Все началось давно. В начале уже 21 века стало невыносимо. Первым не выдержал Пермский край.

Управление по Пермскому краю ФАС предписывает 02.11.2006 г. по делу № 284-06-а Управлению Россельхознадзора по Пермскому краю прекратить нарушение ст. 7 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 113-ФЗ«О защите конкуренции», выразившееся в даче указаний предприятиям хлебопродуктов о приоритетном заключении договоров с ФГУ «РФО», а также в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, работающих на рынке по дезинсекции подкарантинных объектов.

Но… это же так сладко властью захватить рынок! И «карантинная» зараза продолжает расползаться.

Тогда в борьбу вступает «большая» ФАС. Она по делу № 5 15/133-07 от 06.09.2007 г. решила признать Минсельхоз России и Россельхознадзор нарушившими ч. 1, ст. 15, № 113-ФЗ посредством бездействия, приведшего к ограничению конкуренции на рынке услуг по обеззараживанию подкарантинной продукции и объектов на территории Волгоградской, Воронежской, Рязанской, Ростовской, Тверской, Ульяновской и Челябинской областей.

Управления Россельхознадзора по этим областям направляли письма в адреса предприятий, хранящих и перерабатывающих подкарантинную продукцию, с понуждением их заключать договора на дезинсекцию только с определенными фирмами. А сатрапы этих управлений из Москвы скромно помалкивали, будто не ведая происходящего произвола их вассалов.

Этим же решением ФАС признала Россельхознадзор нарушившим № 133-ФЗ посредством наделения ФГУ «Всероссийский центр карантина растений» функциями и правами федеральных органов исполнительной власти в части установления карантинного состояния на территории РФ.

Вместо того чтобы поправить положение и приструнить нашкодивших вассалов, Минсельхоз РФ ищет новые лазейки. Но и ФАС не дремлет.

Вот появляется новое решение ФАС по делу № 1 15/133-09 от 07.08.2009 г., которым Минсельхоз России объявляется нарушившим п.2, ч. 1, ст. 15 «Закона о защите конкуренции» в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, выразившееся в установлении приказом МСХ РФ от 29.08.2009 г. № 414 «Порядка организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации» (далее «Порядок») и применении требований пунктов 15 и 17 этого «Порядка». Данные пункты устанавливают для работников хозяйствующих субъектов, осуществляющих работы по обеззараживанию, обязанность проходить ими повышение уровня своей профподготовки исключительно в учреждениях, подведомственных Минсельхозу РФ или Россельхознадзору. Они, также, устанавливают требования при работе по обеззараживанию предоставлять свидетельство о прохождении повышения уровня профподготовки в одном из этих учреждений. ФАС выдало предписание Минсельхозу РФ отменить либо признать утратившими силу эти требования.

А Россельхознадзор не унимается. По всем канонам, основная задача его карантинщиков – не пропустить в страну карантинные объекты, и работать им для этого надо на границе. Ведь из-за рубежа и только из-за рубежа могут попасть в Россию эти карантинные гадины.

Но, видать, там много не наскребается. Возьмите, хотя бы, заявленного карантинщиками в качестве карантинного объекта для нашего зерна капрового жука. Этот кожеед по своим биоэкологическим требованиям не способен выжить в нашей стране и, очевидно, загибается от этого страха еще на подходе к нашим берегам.

Тогда они выдумали, как можно на нем пощипать внутри страны. Ну, точно Остапы Бендеры. Прямо патриотически опасаются, что если зерно везти из нашей «Тьмутаракани» в нашу же «Светлую Таракань», то там обязательно будут карантинные вредители, а их-то умеют уничтожать только подведомственные Россельхознадзору организации. (Хотя я знаю немало специалистов в стране, куда более искусных и профессионально подготовленных, чем «россельхознадзоровские карантинные фумигаторщики»).

И вот облеченные властью чиновники из Россельхознадзора пишут письма от 11.08.2010 г. № ФС-АС-3/9810 и от 30.11.2010 г. № ФС-АС-3/15863.

В первом из них, они (чиновники), по мнению ФАС, установили ограничения перечня хозяйствующих субъектов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отвечающих требованиям, установленным «Порядком»), осуществляющих работы по проведению обеззараживания подкарантинных объектов, в частности для целей межрегиональных перевозок подкарантинной продукции (подкарантинного груза, подкарантинного материала).

Вторым письмом они установили требования, не предусмотренные законодательством, по осуществлению обеззараживания подкарантинных объектов в карантинных фитосанитарных целях, в том числе в профилактических целях, только методом газации. Они ввели требования по ограничению хозяйствующих субъектов (приобретателей товаров, работ, услуг) в выборе хозяйствующих субъектов, которые представляют такие работы (товары, услуги). Они объявили о введении ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации при осуществлении межрегиональных перевозок подкарантинной продукции (подкарантинного груза, подкарантинного материала).

ФАС выдала в очередной раз новое предписание Россельхознадзору о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены либо признания в установленном порядке утратившими силу требования писем Россельхознадзора от 11.08.2010 г. № ФС-АС-3/9810 и от 30.11.2010 г. № ФС-АС-3/15863.

Вот такая вот игра в кошки-мышки. Только мышка оказывается понаглее и поизворотливее кошки.
Не исключаю, что вскоре «минсельнадзоркоррупшн» придумает очередную «загогулину» (по известному выражению известной персоны) об очередном способе «честного» отъема денег у бесправных предпринимателей.

Мы-то знаем, кто там, в Россельхознадзоре, устраивает эти «шкоды». Да не скажем. Сам не уйдет. Такого за нашими чинушами не припоминается. Это «модно» только там, в «европах». Может скоро возраст лишит его поста?
Не назначили бы подобного на его место.

P.S. 
Капровый жук, которого так рьяно оберегают наши карантинщики и которого они до сих пор не лишили статуса «карантинный объект», хорошо себя чувствует лишь в жаре. Он же из Индии, где средняя температура января достигает 27 ºС, мая 41 ºС. Сравните наш теплейший Краснодарский край, где в среднем в январе минус 1 ºС, а в мае 23 ºС.

Да никакой капровый жук не сравнится по опасности с обычным для нас рисовым долгоносиком. Где в России капровый жук найдет оптимальную температуру в течение года, если и в Краснодаре ее нет. По плодовитости даже в оптимальных условиях капровый жук не дотягивает до рисового долгоносика более чем в 6 раз. Живет всего 10 дней против полугода нашего рисового долгоносика. А развиться от яйца до жука ему нужно почти полгода, если круглый год будет в России 27 ºС (что невозможно). А наш рисовый с этим управляется 3-4 раза в год.

Я уверен, что даже для не специалиста ясно, что, исходя из биологических особенностей тропического капрового жука, паника, поднимаемая россельхознадзоровскими карантинщиками о неимоверной опасности капрового жука для России, не больше, чем блеф. И бюджетные деньги, и отнимаемые ими деньги у бизнеса на этой вздутой панике – вот истинная причина пропаганды ложной опасности этого «карантинного объекта». Ведь в России можно насчитать еще десяток видов насекомых, до которых по вредоносности для зерна дотянуться капровому жуку и не снится.

Я отдал науке о вредителях запасов почти 50 лет. Люблю свою Россию. Поэтому советую компетентным органам лишить статуса «карантинный объект» недостойного для этого капрового жука. Сколько же средств, сил и нервов может сэкономить на этом Россия!