Постановление Правительства РФ о государственной поддержке программ развития АПК

Правительство РФ внесло изменения в правила субсидирования в соответствии с государственной программой развития АПК на 2013—2020 годы.

Так, постановлением №1433 от 27 декабря 2012 г. «О внесении изменений в Правила распределения и предоставления субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ сельского хозяйства» предусмотрено выделение в 2013 году средств на поддержку экономически значимых программ субъектов Российской Федерации в области растениеводства в размере 3,0 млрд руб., в области животноводства — 8,0 млрд руб., по развитию мясного скотоводства — 2,0 млрд руб.

В соответствии с Государственной программой проектом постановления предусматривается государственная поддержка новых мероприятий, реализуемых в рамках региональных программ:

— в области растениеводства:

- развитие производства овощей и картофеля; подработка, хранение и переработка зерна; развитие свеклосахарного производства; развитие льноводства; развитие овощеводства в закрытом грунте;

- создание системы оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

— в области животноводства:

-развитие селекционно-генетических и селекционно-гибридных центров свиноводства;

- развитие глубокой переработки продукции свиноводства;

- предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории Российской Федерации;

- развитие переработки и сбыта продукции животноводства.

Правилами предусматривается, что для предоставления субсидий региональные программы отбираются Минсельхозом России исходя из следующих критериев:

- поддержка в рамках региональной программы подотраслей сельского хозяйства или производств, имеющих потенциальные преимущества на внутреннем (внутрирегиональных) и мировом рынках;

- поддержка в рамках региональной программы подотраслей сельского хозяйства или производств, имеющих существенное значение для социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации;

- соответствие подотраслей сельского хозяйства или производств, реализуемых в рамках региональной программы, природно-климатическим особенностям и традиционным формам ведения сельского хозяйства в субъекте Российской Федерации;

- наличие в региональной программе мероприятий, предусматривающих технологическую модернизацию подотраслей сельского хозяйства или производств;

- наличие в региональной программе мероприятий, стимулирующих привлечение в подотрасли сельского хозяйства или производства средств внебюджетных источников финансирования.

При этом региональные программы, прошедшие отбор, формируются Минсельхозом России в группы программ, по которым устанавливается дифференцированный уровень софинансирования из федерального бюджета — от 40 до 60%.

Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Минсельхозом России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий.

Правилами предусматривается, что эффективность осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, оценивается ежегодно Минсельхозом России на основании достижения следующих показателей результативности предоставления субсидий, определённых соглашением между Минсельхозом России и уполномоченным органом субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий:

- прирост объёма выручки от реализации продукции и услуг по направлениям в области растениеводства и животноводства;

- прирост площадей мелиорируемых земель;

- прирост валового производства молока;

- прирост маточного поголовья мясного и помесного скота.

В постановлении №1431 от 27 декабря 2012 г. «Правила предоставления и распределения субсидий на оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» говориться, что в  соответствии с Правилами субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, при проведении комплекса агротехнологических работ, повышении уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышении плодородия и качества почв.

Размер субсидий субъектам Российской Федерации рассчитывается на основании доли посевных площадей сельскохозяйственных культур в общей посевной площади в Российской Федерации, с учётом коэффициента уровня интенсивности использования посевных площадей и показателей почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения в субъектах Российской Федерации в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которой являются субсидии, осуществляется по ставкам на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах размера субсидии, предусмотренной субъекту Российской Федерации.

Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Минсельхозом России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии.

Правила также определяют порядок учёта Минсельхозом России информации об объёмах и сроках перечисления субсидий бюджету субъекта Российской Федерации, использование остатков субсидий, не использованных на 1 января текущего финансового года, а также их взыскание в доход федерального бюджета.

Принятие постановления не повлечёт за собой выделения дополнительных средств федерального бюджета.

Источник: сайт Правительства Российской Федерации

 

На финансирование АПК Волгоградской области в 2013 году выделят около 5 млрд рублей

На финансирование регионального АПК в 2013 году будет выделено более 2 млрд рублей и 3 млрд рублей планируется получить из федерального бюджета. Можно предположить, что с таким объемом средств долгосрочная программа развития агросектора, разработанная областным минсельхозом, будет реализована.

Цветоделение

Прежде всего, стоит успокоить овощеводов, которые высказывали мнение, что теперь акцент смещается в сторону мясного и молочного скотоводства, заготовки комбикормов и мелиорации. Если после столь результативной защиты бюджета АПК, областной минсельхоз также последовательно будет проводить новую аграрную политику и выполнять ранее намеченные планы, то поддержка овощеводческих хозяйств не пострадает. Ведь речь в ней идет о возмещении процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, компенсации затрат на строительство и модернизацию производственных объектов по хранению и переработке и части затрат на строительство объектов мелиорации. Все это прописано в областной целевой программе.

Так что, при определенной активности профессиональных овощеводческих объединений, которые будут напоминать о себе и лоббировать собственные интересы, они вправе рассчитывать на господдержку.

Важный момент программы развития сельского хозяйства Волгоградской области на 2013-2020 годы – зональное деление региона с учетом почвенно-климатических условий. Конечно, ее можно рассматривать как некий общий стратегический план, однако следует учитывать: в его разработке приняли участие представителей практически всех волгоградских сельскохозяйственных научно-исследовательских институтов.

Ученые, в общем-то, согласны с тем, что бессмысленно из года в год тратить государственные средства в заведомо проигрышных, засушливых районах, где уже в течение длительного периода нет урожая зерновых. В то время как в ряде районов, в степной зоне черноземных почв самой природой созданы условия для их производства. Как, например, в Урюпинском, Новониколаевском, Новоаннинском, Киквидзенском, Михайловском и других районах северо-запада области.

Разработчиками программы выделена сухостепная зона темно-каштановых почв, начиная с Жирновского и заканчивая Клетским районом, в котором планируется делать ставку на зерновые. За ней следует зона каштановых почв от Камышинского и Старополтавского районов на севере до Котельниковского на юге. И наиболее проблематичная, полупустынная зона, в которую входят Палласовский, Ленинский и Светлоярский районы.

Приоритетными овощеводческими районами областной программой определены Среднеахтубинский и Дубовский районы.

И мычит, и телится

Особая роль отводится скотоводству. В той или иной мере в развитие этого направления будет включена практически вся область. Молочное скотоводство планируется развивать в Урюпинском, Новоаннинском, Алексеевском, Михайловском, Жирновском, Фроловском и целом ряде других районов. Так же, как и мясное. Птицефермы, специализирующиеся на производстве мяса, будут поддержаны в Светлоярском, Городищенском, Иловлинском и Кумылженском районах. Производство яичной продукции традиционно обеспечат Урюпинский, Николаевский и Городищенский.

При этом ясно, что мясное и молочное скотоводство – это приоритетные направления. Здесь будет целый ряд стимулирующих мер, таких как адресная поддержка фермерам за увеличение поголовья, компенсация части затрат на приобретение оборудования, строительство инфраструктуры к животноводческим комплексам и затрат на строительство перерабатывающих предприятий.

На одном из совещаний с участием сельхозпроизводителей области, начальник отдела государственной поддержки АПК министерства сельского хозяйства Волгоградской области Марина Морозова сообщила, что в будущем году уйдут субсидии на минеральные удобрения и льготное дизельное топливо. Но появится новый вид субсидий – на выравнивание доходов аграриев, так называемая несвязанная поддержка. Она будет предоставляться на гектар посевных площадей. Пока что Минсельхоз РФ вывел усредненную ставку – около 207 рублей на гектар, однако она будет корректироваться в отношении каждого субъекта РФ в зависимости от трех коэффициентов – выхода зерновых единиц с гектара, биоклиматического и почвенного потенциала.

– Согласно принятой областной программе развития АПК, сохранятся субсидии на поддержку овцеводства, племенного животноводства, за реализованное молоко, – проинформировала Марина Морозова, – субсидии на процентную ставку – по краткосрочным и инвестиционным кредитам, страхованию посевов и такому новому виду, как страхование сельхозживотных. Однако все субсидии со стороны федерального бюджета будут осуществляться в привязке к природно-климатической зоне.

Иными словами, можно пытаться выращивать хлеб и в пустыне. Но на свой страх и риск. Если же фермер переключится на более беспроигрышный и эффективный вариант – скотоводство и овцеводство там, где это рекомендуют, он вправе рассчитывать на господдержку.

Без «своих» и «чужих»

Не забыл областной минсельхоз и о поддержке малых форм собственности. На эти цели из областного бюджета предусмотрено более 200 млн рублей.

– К поддержке КФХ необходимо подходить дифференцированно, – комментирует руководитель регионального отделения Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Сергей Бельский, – например, наша организация ориентируется как раз на средних и малых фермеров. И надо разобраться, кого поддерживать. У нас есть фермеры, имеющие по 30-40 тысяч гектаров пашни, десятки наемных работников, это фактически помещики. Они просто привыкли к государственным дотациям и субсидиям, но, честно говоря, способны выжить и без них.

На этот счет позиция министерства сельского хозяйства Волгоградской области, как было заявлено на одном из последних совещаний, изменится в конструктивную сторону. Здесь не будут никого делить на больших и маленьких, «своих» и «чужих», а планируют руководствоваться такими понятиями, как «целесообразность» и «эффективность». При этом, готовы к открытому обсуждению всех острых вопросов с участием самих сельхозпроизводителей.

И, кстати говоря, помимо 200 млн рублей на поддержку малых форм собственности, областной программой предусмотрено 300 млн рублей из федерального бюджета.

Еще одно принципиальное изменение в новой концепции – от выдачи субсидий любому заявителю областное министерство сельского хозяйства теперь перейдет к адресной поддержке вошедших в областной реестр социально значимых региональных проектов. При этом с каждым таким сельхозпредприятием будет заключено соглашение о наращивании объемов производства.