Россия в ВТО. Последствия, риски, суждения.

  В Торгово-промышленной палате РФ 27 июня 2012 года прошла международная конференция: «Россия и ВТО» — воздействие на агро-промышленный комплекс (АПК). На конференции Президент и Правительство РФ дали ряд поручений на возрождение государственного контроля качества и безопасности пищевых продуктов, безопасности зерна и продуктов его переработки с учетом законодательств США и Канады и с учетом наиболее полного соответствия Международной конвенции по карантину и защите растений, Соглашению по применению санитарных и фитосанитарных мер и следовать международным и региональным фитосанитарным стандартам. При этом учитывалось, что право и законодательство ВТО стоит над законодательством государств - членов организации и законодательными актами ООН.

Членство в ВТО выгодно для стран, поставляющих на экспорт продукцию с высокой добавленной стоимостью. Вопросы функционирования отечественного сельского хозяйства в условиях ВТО будут ключевыми на готовящейся в Ростове-на-Дону конференция: «О мерах поддержки сельхозпроизводителей в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013—2020 годы в условиях ВТО».

Проблематикой членства страны в ВТО активно занимаются все страны — ее члены. Например, в США ею занимается 3 тысячи человек. В отечественном Минэкономразвития работает департамент по функционированию России в ВТО. Но работа эта ведется скрытно, и ни ученые, ни общественность ничего о ней не знают. По оценкам экспертов конкретной проблематикой членства России в ВТО занимается 40 человек. Эту численность следует увязать с Протоколом о вступлении России в ВТО, содержащем 23150 условий вступления. Сведений о их переводе с оригинала на английском языке и опубликования для обсуждения пока нет. Не учитывается опыт пребывания в ВТО Украины и Китая. Со времени вступления в Украине остановилось 50 сахарных заводов, импорт свинины вырос на 40%, овощей в 12,5 раз, фруктов в 5 раз. Китай пока безуспешно пытается оспорить или отменить некоторые положения Протокола о присоединении в отношении экспортно-импортных операций.

Мировой опыт показывает, что вступающие в ВТО страны сначала проводят коренную модернизацию экономики, делают ее конкурентоспособной на мировом рынке, а потом подают заявку на вступление. В России заявка и вступление в организацию проходили при нарастающем спаде развития экономики. По данным Минэкономразвития, темпы роста российского ВВП составляли в июне 2012 г. 3,8%. К августу упали до 2,4%. Из-за обусловленного вступлением в ВТО снижения ввозных пошлин федеральный бюджет недосчитается в 2013 году 200 млрд рублей, а в 2015 году — 360 млрд рублей [1]. Многие банки прекратили выдавать кредиты фермерам, так как не надеются, что те выживут в условиях ВТО [1].

В настоящее время членами ВТО являются 153 страны. Основной принцип ВТО — ведение торговли только на частной основе при минимальном участии государства. Регламентирование деятельности организации осуществляется на основе 5 основных Соглашений и большого числа других законодательных актов, большинство из которых содержат важные для отечественного сельского хозяйства статьи и условия. Для нашей страны особенно важны основные положения деятельности ВТО: право на коммерческое присутствие любого бизнеса или любого другого профессионального учреждения на территории любого члена ВТО, причем товары и услуги одной страны (стран) при их ввозе на территорию другой страны пользуются теми же льготами, привилегиями, преимуществами и другими выгодами, что и местные товары и услуги. Декларируется беспрепятственный поток товаров и услуг во все страны-члены ВТО и запрещаются количественные ограничения и установление барьеров для свободного импорта. Разрешается только тарифная защита экспорта и импорта — не более 15 %. В течение 5 лет после вступления в ВТО страна должна отменить экспортные пошлины [2]. В первую очередь это касается продукции сельского хозяйства [3, 4].

Важными, но пока мало разработанными, являтся взаимоотношения Евразийского экономического сообщества и ВТО. В рамках ЕврАзЭс решаются задачи завершения в полном объеме создания режима свободной торговли, формирования единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования, согласования позиций государств-членов во взаимоотношениях с ВТО. Создание общей таможенной территории с общей системой таможенного регулирования и единым управлением таможенными службами. В Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества участвуют Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Кыргыстан.

После вступления в ВТО в стране важно создать и осуществлять концепцию стабильного развития. Устойчивое и стабильное развитие страны является одним из условий членства в ВТО. Грамотно осуществляемая и успешная стратегия устойчивого развития государства определяет его вес и значение в ВТО. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому и стабильному развитию утверждена Президентом в 1996 г. Предполагалось создать «Кодекс устойчивого развития» и «Научные основы стратегии устойчивого развития России». Однако, стратегия устойчивого развития так и не была разработана. Сейчас основные показатели, характеризующие устойчивое развитие России, не соответствуют даже развивающимся странам.

В развитых странах 3% населения может прокормить страну, в России — 13—14% населения. За счет диспаритета цен на топливо и сельхозтехнику и продукцию сельского хозяйства за последние годы из него выбыло уже более 120 млрд. долл. и эта тенденция не прекращается.

В России законодательством не определена система государственной поддержки АПК, не проводятся постоянная ценовая политика на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, государственное стимулирование инвестиций в АПК, устойчивое развитие сельских территорий. Эти проблемы не решаются, хотя очень важны для определения экономического положения России в ВТО [3]. Следует учитывать, что в США и ЕС осуществляется жесткий протекционизм собственного сельского хозяйства. Ими же осуществляется глобализация сельскохозяйственного производства, что существенно тормозит процессы его стабильного развития в развивающихся странах, и в настоящее время неприемлемо для России. Так, в США 90% производства сельскохозяйственной продукции обеспечивает 18% хозяйств, что обеспечивает продовольственную безопасность страны. В общем, США на обеспечение своей продовольственной безопасности тратит более 150 млрд. долл., из которых 40% — средства из бюджета и 60% частные инвестиции [8]. Чистый доход сельского хозяйства США на 20% ниже расходов бюджета на него, что заставляет страну активно искать рынки сбыта продукции. Такую модель финансирования пытаются осуществить и в нашей стране, что пока невозможно. Это определяется тем, что у нас рентабельных сельскохозяйственных предприятий меньше 10%. Конкурентоспособным сельское хозяйство является тогда, когда рентабельных предприятий больше 50% [5].

В нашей стране государственная поддержка сельского хозяйства с 1990 года уменьшилась в 22 раза, а текущий долг в 15 раз выше ежегодной господдержки. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» не выполнена. Как следует из доклада Грызлова на съезде партии «Единая Россия», отечественное АПК может давать 10 % ВВП. Однако, из касающихся сельского хозяйства принятых 45 законов, 165 постановлений Правительства, 35 указов Президента ни один не выполнен. Глобализация происходит только в зерновом хозяйстве, которое полностью находится в частных руках и где доминируют шесть зарубежных фирм: Glencore, Bunge, Cargill, Louis Dreyfus, W.J. Grain, Nidera. Наши экспортеры: фирмы Агрико, Разгуляй, Юг России, Астон. Здесь следует отметить интересную закономерность: с 1980 по 2012 гг. на внутреннем рынке цены на нефть и зерно изменяются синхронно. В 2011 году баррель нефти стоил 100 долларов и тонна пшеницы — 250 долларов; в 2012 году соответственно 120 и 260 долларов.

В последние 3 года резко активизировался процесс скупки иностранными компаниями наших элеваторов и зерноперерабатывающих производств. У наших 10 наиболее крупных зерновых компаний мощности хранения зерна 12 млн. тонн и в них больше 23% доля иностранных компаний. Их доля в экспорте российского зерна выросла до 70%. Возрастает импорт зарубежных зерна и семян: 80% рынка семян российского рынка – зарубежные, подавляющая их часть нерайонированные [7]. В то же время мы имеем громадную коллекцию семян ВИР, которую зарубежные эксперты оценили в 8 триллионов долларов, а также большое число региональных коллекций, которые не систематизированы в государственном масштабе. Производство наиболее потребляемой сельскохозяйственной продукции – плодов и овощей находится в личных подсобных хозяйствах, а также в мелких и средних фермерских хозяйствах. Вместе они выращивают потребляемые в стране 90% картофеля, примерно 80% овощей, более 70% плодов и ягод, но никакой государственной поддержки не получают. В то же время более 60% съедаемых в стране овощей и фруктов импортируется [6].

Большое значение успешного функционирования страны в ВТО имеет развитие науки, успехи которой используются в сельскохозяйственном производстве. Здесь наша страна значительно отстает от развитых стран. Так, рынок наукоемкой продукции составляет от мирового в США – 36%, ЕС – 27 %, Япония – 30%, Китай – 6%, Россия – 0,3%. На НИОКР тратят США, Япония, КНР – 55% от прибыли, Россия – 2%. Мировой рынок высоких технологий, в т.ч. и сельскохозяйственных, оценивается в 2 трлн долл., где США имеют 39%, Япония – 30%, ФРГ – 16%, Россия – 1%. В России работает 12% всех ученых мира, а рыночного продукта создается менее 1%. В противовес приведен данные стран ЕС — членов ВТО, где за последние 5 лет количество фирм в сельском хозяйстве, выпускающих наукоемкую продукцию, увеличилось в 20 раз. В этих странах наукоемкое товарное производство в сельском хозяйстве обеспечивает до 20% бюджета [11]. Финансирование сельскохозяйственной науки еще хуже. В большей мере это определяет и производительность сельскохозяйственного производства, что в свою очередь влияет на размер импорта продовольствия и экспорта собственной сельскохозяйственной продукции.

По данным академика РАСХН В. Милосердова, Россия сейчас ежегодно завозит продовольствия на 42,5 млрд долларов [9]. В докладе отечественного Министерства сельского хозяйства для Правительства России прогнозируется разорение сельского хозяйства из-за вступления в ВТО, в т.ч. в силу снижения импортных пошлин на сельскохозяйственное сырье и продукты питания [10]. В общем, темпы роста импортируемого продовольствия в 3 раза выше, чем темпы роста собственного производства. Ученые РАСХН подсчитали, что после вступления в ВТО агропром будет терять 4 млрд долл. ежегодно, а общие потери до 2020 г. составят 25 трлн рублей. По словам вице-президента РАСХ Н И. Ушачева, вступление России в ВТО приведет к снижению ее доли в мировом экспорте продовольствия и увеличению его импорта на 7,3 млрд  долл. Аналитики экономики считают [8], что присоединение России к ВТО не снизит темпы роста импорта ниже 30% за счет полного открытия российского рынка для дешевого китайского и субсидированного европейского импорта. В отечественной экономике уже закрепилась доля продукции иностранных корпораций 60—70% рынка продовольственных товаров и 80% медикаментов.

В подтверждении этого в качестве примера можно привести данные, что к ноябрю 2012 года в магазинах стало в 2 раза больше иностранных сыров, сгущенки, масла, а импорт сухого молока вырос в 3 раза.

Развитые страны-члены ВТО борются за сохранение национального рынка. Например, Япония добилась, чтобы для нее рис и молоко исключили из системы мер по либерализации рынка.

По данным Федеральной таможенной службы за 2012 год импорт увеличился до 312,6 млрд долл. по сравнению с 2011 год — 305,8 млрд долл. Этому способствует понижение ввозных таможенных пошлин в 2012 году до уровня, предусмотренного обязательствами России в ВТО до 8% в основных тарифных линиях. На большинство импортируемых сельскохозяйственного пищевого сырья и продуктов питания пошлины снизились на 5—10% [12]. Россия до сих пор ни разу не воспользовалась разрешенным Соглашением по защитным мерам повышением пошлин и квот, если импорт наносит ущерб отечественному производителю.

После вступления в ВТО недостаточными темпами развивается экспорт отечественных товаров сельского хозяйства. Так, экспорт сельскохозяйственной продукции стран-членов ВТО составляет 30% доходов бюджета, в России — 1%. Основным экспортным товаром у нас продолжает оставаться зерно. Но и здесь, как уже отмечалось, государство может слабо влиять на его развитие в силу того, что все зерновые хозяйства находятся в частном владении.

На развитие экспорта зерна влияет и то, что нарастает уровень превышения урожая зерновых в странах ЕС, США над Россией — в среднем на      28 ц/га, вследствие чего конкурентные позиции страны ослабевают. В целом экспорт сельскохозяйственной продукции России составляет 11,3 млрд долл., тогда как Украины – 12,6 млрд долл. Экспорт сельхоз продукции из США — 76 млрд долл., из ЕС – 73 млрд долл.

Развитию отечественного экспорта серьезно препятствуют технические барьеры в торговле – одним из важнейших является гармонизация стандартов. В России 6000 стандартов. В последнее время положением с их гармонизацией с зарубежными значительно улучшилось в связи с разработкой технических регламентов на все виды сельскохозяйственного пищевого сырья и продуктов питания [13—15]. Гармонизацию стандартов в большей степени затрудняет то, что, например, в ЕС нет единой системы зерновых стандартов, система стандартизации зерна в США чрезвычайно сложна. Да и, в общем, гармонизация стандартов вещь неблагодарная и в принципе невозможная, т.к. в большинстве стран стандарты определяются разными методами. Поэтому часто используется такое понятие: среднее качество продукта. Считается, что в России уровень гармонизации национальных стандартов с ВТО —   35%.

В России пока нет государственной программы обеспечения безопасности пищевых продуктов и эффективной системы контроля, хотя этому в большой степени помогает принятие технических регламентов. В настоящее время идет разработка гармонизированных и совместных стандартов, регламентов и процедур оценки соответствия товаров в странах-членах ВТО. В тоже время не стоит забывать, что переход на международные стандарты может привести к захвату наших рынков ТНК.

Особое значение имеет контроль и обеспечение безопасности импортируемых продуктов. Здесь различие между Россией и другими членами ВТО может быть очень большим. Например, если у нас  требуется обязательное определение содержания в пищевых продуктах остатков пестицидов и микотоксинов, то у них это делается только по специальному запросу покупателя. Однако, в общем во всех странах-членах ВТО безопасности импортируемых товаров придается большое значение. Примером могут служить США. Страна импортирует около 10 млн наименований различных продуктов. Создан полный банк данных по безопасности импортируемой продукции. Дополнительно подготовлено более 1000 новых инспекторов по безопасности пищевых продуктов. В США национальным требованиям безопасности отвечают более 80 % пищевых продуктов. Министерство сельского хозяйства тесно сотрудничает с крупными продуктовыми компаниями во всех штатах по линии обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов [16]. Для всех стран Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам допускает установление более высокого уровня защиты национального стандарта показателей безопасности по сравнению с международными при условии достаточных обоснований или если ситуация требует введения мер предосторожности. К сожалению, в России пока нет государственной программы обеспечения безопасности пищевых цепей и эффективной системы ее контроля. В Ветхом Завете есть вопрос: «Если соль потеряет свою силу, что сделает ее соленой?». Сегодня он может звучать так: что станет с человеком, если его пища потеряет свою силу – биологическую полноценность и безопасность.

В России не выработано единой государственной точки зрения на выгоды и потери, которые страна получит от вступления в ВТО. Поэтому ни сельскохозяйственные производители, ни перерабатывающая промышленность четко не представляют, что им делать, чтобы увеличить свою прибыль и избежать потерь. Мы попытаемся обозначить возможные потери и выгоды.

Четкое представление о возможных преимуществах и потерях сельского хозяйства страны после вступления в ВТО необходимо для определения направления его перестройки. При этом надо учитывать, что анализ конкурентоспособности нашей с.-х. продукции и ее экспорта постоянно отслеживается специалистами из организаций Pricewaterhaus Coopers и J.E.Austin Associated.

Наш анализ последствий вступления страны в ВТО был дан ранее [3] и показал следующее.

К неблагоприятным последствиям вступления в ВТО можно отнести: Усложнение защиты российских товаропроизводителей из-за снижения импортных тарифов, что значительно упростит доступ иностранных товаров и услуг на российский рынок [10].

Снижение ввозных таможенных пошлин приведет к уменьшению поступления средств в госбюджет страны, что потребует компенсации этих потерь повышением ставок акцизов, НДС и других налогов и сборов.

Ухудшение положения фермеров [12].

В рамках ВТО Россия не имеет права на запрет ввоза генно-инженерно-модифицированных организмов и продуктов их переработки.

Будет запрещен запрет на импорт мяса с гормонами роста.

Усилится дифференциация регионов по уровню продовольственной безопасности, которая уже сейчас очень велика: ее оптимальный уровень в         10 субъектах РФ, недостаточный в 25 субъектах, критический в 54 субъектах.

В стране очень высок уровень теневой экономики: годовой ущерб от нее 50 млрд. долларов, и незаконно обналичивается более 130 млрд. долларов в год.

К 2010 г. за ~ 25 млрд. долл. были приватизированы 80 % основных фондов страны стоимостью 6 трлн. долл., а суммарные поступления в бюджет от приватизации составили 0,7 % от общей суммы.

В общем же, доходная часть бюджета России в 2 раза меньше, чем в Испании; в 3,6 раза чем в Италии; в 5,3 раза чем в Германии и в 8 раз меньше, чем в США.

К положительным последствиям вступления в ВТО можно отнести очень мало преимуществ.

Это более широкие возможности участия России в выработке и контроле выполнения правил международной торговли с учетом наших интересов.

Улучшение положения России в мире как полноправного участника международной торговли.

По оценке Всемирного банка, присоединение России к ВТО в среднесрочной перспективе (8—12 лет) принесет России 3% прироста ВВП ежегодно [17].

Используя опыт США, ЕС и Японии можно будет оказывать сельскому хозяйству многомиллиардные скрытые субсидии и использовать нетарифные меры защита своего экспорта, а также ограничения нежелательного импорта [8].

Введение правила для торговых сетей — обязанность в первую очередь продавать отечественные продукты, а затем импортные. Например, значительно лучше импортируемых наше сливочное и подсолнечное масло, даже если они несколько дороже и их следует продавать в первую очередь.

Реализация преимуществ страны от вступления в ВТО будет определяться интенсивностью технического и технологического перевооружения нашего сельского хозяйства. В соответствии с государственными планами в 2020 году Россия должна произвести сельскохозяйственной продукции в       2 раза больше, чем в 2012 году. Однако это значительно не снизит поступление импортируемой продукции. Стоимость импорта в 4 раза превышает консолидированную финансовую поддержку государством сельского хозяйства [4]. Пока же Проект государственной программы по развитию АПК не согласован с Минфином и по многим вопросам не согласуется с требованиями ВТО. А по оценкам отечественных и зарубежных экспортеров пока готовы работать по правилам, нормам и требованиям ВТО около 10% российских сельхозпроизводителей и 50 % перерабатывающих предприятий.

Еще раз отметим, что в нашей стране не выработано единой государственной точки зрения на выгоды и потери от вступления в ВТО. Поэтому ни работники сельского хозяйства, ни большинства отраслей промышленности не знают, что им делать, чтобы увеличить выгоды и избежать потерь. Здесь вспоминаются слова из Авесты: «Откуда взять туману голос грома?»
 

О.А.Монастырский, кандидат биологических наук, Всероссийский научно-исследовательский институт биологической защиты растений (Краснодар)

 

В новых условиях - по новым законам

Интервью с председателем Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ Николаем Панковым

Вступление России во Всемирную торговую организацию послужило стимулом для развития и совершенствования правовой базы, определяющей деятельность сельскохозяйственных предприятий и организаций различных форм собственности. Кроме того, у наших законодателей есть меры защиты продовольственного рынка от недоброкачественной продукции, поступающей из-за рубежа, отстаивания интересов страны на уровне мировой торговли. Теперь у России есть не только обязательства, но и права. Об этом интервью председателя Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ Николая Панкова.

- Николай Васильевич, на какой стадии находится работа над законопроектом, которым, в случае принятия, предусматривается отмена категории земель сельскохозяйственного назначения?

- Законопроект внесён депутатами Государственной Думы А.Л.Маркиным и В.В.Парахиным, и мы его не поддерживаем. Это принципиальная позиция не только депутатов Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, но и граждан, проживающих и работающих на селе. Мы считаем,  что земли сельскохозяйственного назначения необходимо выделить в особую категорию. Земля – это наше достояние и основное средство производства. Мы понимаем, что необходимо сохранить площади таких земель для будущих поколений, а кроме того, сокращая их, невозможно обеспечить продовольственную безопасность  страны.

В России земли, предназначенные для ведения сельского хозяйства, занимают 393,4 млн. га, что составляет 23% от общей площади земельных ресурсов страны. Из этой площади на сельхозугодия, то есть земли, на которых производится основная продукция растениеводства,  приходится 196 млн. га,  в том числе 115 млн. га пашни , 18 млн. га  сенокосов, 54 млн. га пастбищ. Из 115 млн. га под посевы сельскохозяйственных культур  используется 76-77 млн. га, под чистые пары -13-14 млн. га.

Необходимо бережно распоряжаться этими землями и использовать их для ведения сельского хозяйства. Конечно, мы понимаем, что жизнь развивается, и для благополучия наших тружеников земельные участки можно отдавать, например, многодетным семьям, молодым специалистам, участникам боевых действий. Необходимо предоставлять им хорошие, плодородные участки, а не заброшенные, на которых ничего не растёт, так называемые, неудобья. Об этом неоднократно говорил Президент России Владимир Путин. Мы не против того, чтобы земля предоставлялись под строительство дорог, проведение газа, но то, что предлагается авторами законопроекта, прямо противоположно и ни в коей мере не защищает наше общее достояние. Так, согласно законопроекту, собственнику предлагается самому принимать решение об использовании земель. Это прямой путь к их потере.

Поэтому сейчас в Думе, работает экспертная группа, куда входят представители Министерства сельского хозяйства, Министерства экономического развития РФ, профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, экспертного сообщества, и разрабатывает механизм защиты и сохранения категории этих земель..

В новой редакции законопроекта должны быть учтены интересы всех жителей. Экспертами рабочей группы в период подготовки законопроекта в новой редакции должны быть разработаны правила зонирования этих земель, сельскохозяйственные регламенты. Мы считаем, что при выделении зон особо ценных земель,  необходимо утвердить их границы и не допустить их изменения, за исключением международных обязательств, строительства стратегических объектов. В законопроекте будет предусмотрена норма, разрешающая строительство на земле сельскохозяйственного назначения одного фермерского дома.

- Как изменилась система государственной поддержки АПК, в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию?

- Прежде всего,  изменился сам подход - это предоставление субсидий, рассчитанных на 1 гектар пашни и на 1 литр реализованного хозяйствами товарного молока. Думаю, большая часть сельхозпроизводителей поддерживает такой подход.

Отмечу, что по сравнению с прошлым годом финансирование  на сельское хозяйство не уменьшилось. В целом, на 2013 год Министерству сельского хозяйства Российской Федерации выделено 172,972 млрд. рублей, в том числе на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы  – более 149,351 млрд. рублей (в 2012 году из бюджета было выделено  147 917,2 руб.).

Понимаем, необходимо повышать производительность труда, снижать себестоимость и применять новые технологии. Но очень важно, чтобы господдержка имела точечные параметры, как можно меньше зависела от чиновника. Ведь сейчас в регионах сложилась непростая ситуация: начало марта, а ни один рубль из федерального бюджета на весенние полевые работы для тружеников села пока не дошёл по назначению. Ведь после непростого для аграриев 2012 года необходимо восстановить производство зерна, а также добиться обеспечения животноводства кормами по доступным ценам.

Поэтому Комитет выступил с инициативой, чтобы субсидии из федерального бюджета бюджетам регионов предоставлялись напрямую из Минсельхоза, чтобы процесс не был забюрократизирован, и деньги поступали в регионы вовремя, для того чтобы аграрии  в оптимальные сроки и качественно могли провести сезонные работы.

Более того, считаю, что господдержка должна  предоставляться  непосредственно сельхозпроизводителю.

Сказать, что сельское хозяйство профинансировано по всем направлениям в полном объёме, нельзя. Но задача состоит в том, чтобы выделенные средства были эффективно использованы.

Известно, что во втором полугодии 2012 года существенно ухудшились экономические условия производства продукции животноводства, так как из-за засухи значительно, на 30-40 %, подорожали корма, до 30 %  снизились цены на  свинину и мясо птицы. Поэтому Правительство России для своевременного проведения сезонных полевых работ,  в феврале 2013 года приняло решение о дополнительном финансировании отрасли в размере 42 миллиарда 175 миллионов рублей. Эти  средства федерального бюджета предлагается направить по следующим видам субсидий: 15 млрд. рублей – на компенсацию удорожания кормов; 10 млрд. рублей – на увеличение объёма ассигнований на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Кроме того,  12,175 млрд.  рублей будет направлено на увеличение объёма ассигнований по возмещению части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам и займам в растениеводстве, в том числе по новым кредитам  – 7,175 млрд. рублей, на погашение обязательств 2012 года – 5 млрд. рублей; 5 млрд. рублей – на увеличение объёма ассигнований по возмещению части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам.

Депутаты Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживают это предложение и будут настаивать на его принятие с учётом корректировок бюджета этого года. Дополнительные средства помогут провести посевную кампанию и оказать реальную поддержку сельским труженикам, чтобы набрать темпы и успешно конкурировать  с производителями из других стран.

И ещё один важный момент, который касается господдержки сельскохозяйственных предприятий. В бюджете 2013 года на техническую и технологическую модернизацию АПК выделено 2,3 млрд. рублей. Эти средства, по новым правилам, теперь предоставляются предприятиям, которые продают сельхозтехнику. Но для нас, главное, чтобы эта техника стоила дешевле для сельхозпроизводителя. Нельзя за счёт средств государства финансировать заводы, которые порой содержат футбольные клубы, имеют свой парк самолетов. Владельцы  заводов, сами признаются, что прибыль в 5 % для них маленькая, а в итоге получается,  что убытки несут селяне. Так быть не должно, поэтому депутаты  разработали и внесли в Думу закон о переходе к прямому возмещению сельхозпроизводителю 35 процентов от стоимости приобретенной им техники или оборудования.

- Николай Васильевич, какие позитивные перемены для сельскохозяйственных организаций предусматривает законо- проект "О внесении изменений в Федеральный закон РФ "О несостоятельности (банкротстве)"?

- Действующая процедура банкротства сельскохозяйственных организаций приводит к разорению и прекращению деятельности организаций, так как  для погашения долгов проводится продажа востребованного на рынке имущества, и прежде всего, скота, работоспособной техники, остатков кормов, ГСМ.

В результате хозяйство прекращает свою деятельность, люди остаются без работы, земля не используется, зарастает лесом, умирает село.

Новый законопроект направлен на совершенствование процедуры и механизма банкротства сельскохозяйственных организаций, с целью недопущения практики разорения села и прекращения сельскохозяйственного производства.

Законопроектом предлагается дополнить статью 177 "Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций" Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" нормами, определяющими участников в деле о банкротстве сельскохозяйственной организации, требованиями к сельскохозяйственной организации, при исполнении которых она может быть признана банкротом.

В частности, предлагается такая норма, что заявление о признании сельскохозяйственной организации банкротом принимается арбитражным судом, если требования к сельскохозяйственной организации  в совокупности составляют не менее  пятисот тысяч рублей, и указанные требования не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 78% сельскохозяйственных организаций имеют кредиторскую задолженность примерно в размере 500 тысяч рублей на одну организацию. Соответственно все эти организации уже сейчас попадают под процедуру банкротства, следуя данному законопроекту.

Важно, чтобы в случае банкротства сельскохозяйственной организации,  имущество её переходило к более эффективному собственнику, который должен быть, прежде всего, сельскохозяйственной организацией. Законопроектом предлагается установить, что при отсутствии таких лиц, право приобретения имущества организации, признанной банкротом, получает соответствующий субъект Российской Федерации и соответствующий орган местного самоуправления.

Законопроектом вводится понятие производственно-технологического комплекса сельскохозяйственной организации, который выставляется арбитражным управляющим при продаже имущества должника единым лотом.

Данный законопроект поддержан в предложенной редакции и принят Государственной Думой в первом чтении. Принятие закона будет способствовать повышению эффективности осуществления процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций, сохранению производственных фондов и земельных угодий для продолжения производства сельскохозяйственной продукции, рабочих мест и специальных условий жизни сельского населения.

- Какие «пробелы» в Федеральном законодательстве обнаружились, в связи с вступлением России в ВТО?

-  Работы много, она направлена на гармонизацию законодательства РФ с нормами международного права.  В настоящее время в стадии рассмотрение находится  документ «О проекте федерального закона № 2372-6 «О карантине растений». Он разработан и внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации рекомендовало Государственной Думе  принять его в первом чтении при условии его дальнейшей существенной доработки с учётом Международной конвенции по карантину и защите растений, Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных норм  Всемирной торговой организации и других международных договоров Российской Федерации.

Депутаты Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам в своём заключении отметили, что рекомендуют Государственной Думе принять закон в первом чтении при условии его дальнейшей существенной доработки.

Законопроект предусматривает  карантинный  фитосанитарный контроль при ввозе на территорию России подкарантинной продукции, с учётом уровня доверия к системе сертификации страны-экспортёра.  Комитет по аграрным вопросам полагает, что функции контроля должны остаться у государства на его границах, на ввозе и вывозе продукции растениеводства.

Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 24 апреля 2012 года. С учётом поступивших поправок  от субъектов права законодательной инициативы, он подготовлен Комитетом по аграрным вопросам для его рассмотрения во втором чтении, которое запланировано  на весеннюю сессию Государственной Думы.

Ещё один важный документ  - законопроект  "О ветеринарии" может быть внесён в Госдуму в марте 2013 года.

11 февраля 2013 года на заседании правительственной комиссии по вопросам АПК и рыбохозяйственного комплекса вице-премьер РФ Аркадий Дворкович подчеркнул важность принятия этого закона и дал поручение в ближайшее время подготовить на него заключение правительства. Законопроект скоро может быть рассмотрен в правительстве, а затем будет направлен в Государственную Думу.

Новый закон "О ветеринарии" должен заменить устаревший, принятый ещё в 1993 году. Многие эксперты убеждены, что новая редакция позволит решить серьёзные проблемы в области ветеринарии. В частности, это касается вопросов, связанных с предупреждением и ликвидацией заразных и массовых, незаразных, болезней животных, обеспечением безопасности продукции животноводства, защитой населения от болезней, общих для человека и животных, а также с охраной территорий РФ от болезней животных, которые могут быть занесены из-за рубежа.

Законопроект "О ветеринарии" предусматривает закрепление за федеральными органами исполнительной власти полномочий по обеспечению ветеринарной безопасности при импорте и экспорте животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных. А также по введению карантина на территории России в целом, и отдельных субъектов РФ, по проверке соблюдения ветеринарного законодательства Российской Федерации.

В полномочия органов государственной власти субъектов РФ включено введение карантина в пределах территории субъекта, проверка соблюдения ветеринарного законодательства РФ при осуществлении хозяйственной деятельности на объектах, за исключением полномочий, закреплённых за федеральными органами исполнительной власти, проведению мониторинга эпизоотического состояния территории региона.

Принятие документа будет способствовать совершенствованию правового регулирования отношений в области ветеринарии, устранению избыточных административных барьеров для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в этой сфере. Законопроект также направлен на гармонизацию отечественного законодательства с требованиями Таможенного союза и международных организаций.

 - Николай Васильевич, время от времени появляется информация о поступлении на российский рынок некачественных продуктов питания. Вот и недавно разгорелся скандал, в связи с поставками сомнительного мяса из США и Германии.  Как Вы это прокомментируете?             

- Американская сторона, несмотря на просьбы, не предоставила информацию о предотвращении ввоза в РФ продукции с использованием рактопамина (стимулятор роста мышечной ткани). Этот препарат  запрещён в 120 странах, в том числе в Евросоюзе, Китае и России. Есть данные  о том, что это вещество вызывает токсическое действие. Поэтому потребление такого мяса и субпродуктов  может вызвать  тахикардию, повышенное артериальное давление. Как, говорится, налицо, целый букет болезней. Однако  американская  сторона считает эту продукцию безопасной  и обвиняет Россию в нарушении её обязательств, данных при вступлении в ВТО. Эта позиция вызывает, мягко говоря, недоумение.  Почему критика, звучащая в адрес России не распространяется  на Китай  и страны ЕС, которые не принимают продукцию  с рактопамином? А  можно задать ещё один вопрос: если эти государства, нарушили правила ВТО, то почему США не предъявляет им подобных претензий и с ними не судится? 

 Нам не нужны продовольственные отбросы,  и нельзя допустить, чтобы  в Россию, как в начале 1990-х годов, хлынули недоброкачественные продукты. Ведь в той же Германии  существовали целые линии, где выпускались товары для русских. Это крашеная колбаса, субпродукты, которые выдавались за элитную продукцию.  А " окорочка Буша", начиненные антибиотиками, которые лежали на складах 20 лет, потом поступали на наши прилавки. На сегодняшний день наша страна является полноправным членом ВТО и должна быть обеспечена продукцией высокого качества. Мы должны пользоваться теми мерами, которые другие страны применяют к поставщикам потенциально опасной продукции. Это наш долг - сохранить здоровье россиян!

Bсточник: WTO-inform, AgroXXI.