Новый порядок согласования планирования ж/д перевозок ставит под угрозу конкурентоспособность отечественных предприятий

В борьбу с новыми правилами ОАО РЖД по планированию перевозок и ограничению пропускных возможностей погрузки вслед за металлургами вступили химики. Они направили письмо в ОАО РЖД и ФАС с просьбой вернуть упрощенный порядок согласования изменений в графиках поставок, иначе железные дороги потеряют часть грузов, а производители — конкурентоспособность и гибкость поставок. Первую подобную инициативу железнодорожников в конце 2012 года ФАС заблокировала, но сейчас не спешит вступаться за грузоотправителей.

В распоряжении "Ъ" оказалось обращение главы Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Игоря Калужского к гендиректору ЦФТО РЖД Елене Кунаевой. Он просит отменить новый порядок согласования заявок на изменение даты, направления и объемов отправки грузов, утвержденный телеграммой ОАО РЖД от 19 февраля (начало действия — 1 марта). Также документ лимитирует пропускные возможности станций погрузки и разгрузки и оговаривает прием к перевозке груженых вагонов в строгом соответствии с графиком. Это уже вторая попытка ОАО РЖД ввести подобные правила. Первую телеграмму компания направила клиентам 5 октября 2012 года, но ее действие отменила ФАС в середине января.

Как пояснили  в РАПУ, сейчас компании, перевозящие грузы по железной дороге, обязаны предоставлять ОАО РЖД график погрузки на месяц вперед с указанием точных объемов, дат и направлений, который монополия должна утвердить. Любые изменения плана корректируются дополнительными заявками. "Такие корректировки усложняют жизнь монополии, у которой есть недостаток локомотивов и вагонов,— поясняют в РАПУ.— К тому же на инфраструктуре скапливается много вагонов, которые компании взяли "про запас" и которые осложняют разъезды на конкретных участках. Так что ОАО РЖД решило переложить эти проблемы на потребителей".

Теперь поставщик, заявивший определенный объем по определенному направлению, должен вывезти его в течение трех дней, иначе на него накладывается штраф. Но главная проблема, говорят в РАПУ, что компании не смогут поставить груз туда, куда нужно. Например, если экспортная цена на конкретном рынке упала или, наоборот, повысилась и компании выгодно изменить направление поставок, ОАО РЖД может не согласовать такие корректировки или не успеть их одобрить. Если поставки будут срываться, это приведет к переполнению складов производителя. Все это влечет убытки для компаний. В ассоциации отмечают, что ОАО РЖД и раньше вводило ограничения поставок, но они были, как правило, вызваны техническими причинами (например, порт из-за непогоды не принимает грузы).

В самом ОАО РЖД уточнили, что изменения в работе с грузоотправителями проводятся в рамках внедрения Единого сетевого технологического процесса (ЕСТП), разработанного и утвержденного в конце 2012 года. В компании считают предлагаемые изменения необходимыми, чтобы обеспечить "стабильное удовлетворение потребностей экономики в перевозках". "С ростом парка вагонов в стране и фактическим переходом к стихийному предъявлению грузов и порожних вагонов к перевозкам без учета состояния инфраструктуры и количества тягового подвижного состава резко снизилось качество перевозочного процесса",— пояснили в монополии.

Первыми, еще в начале марта, тревогу забили металлурги. НП "Русская сталь" уже направило жалобу в ФАС, указав, что календарное планирование не соответствует законодательству, а также приведет к невозможности вывоза всей продукции и, как следствие, к снижению общего уровня погрузки. В то же время, отмечали металлурги, изменение маршрута может привести к удорожанию транспортной составляющей, например, при переориентации грузопотоков в порты за пределами России. Однако до сих пор производители ничего не добились.

Теперь в борьбу включились химики. "Производители минудобрений работают на экспортные направления на жестком конкурентном рынке в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры, что не позволяет заранее точно планировать объемы, даты и направления отгрузки,— уверяют в РАПУ.— Любое жесткое ограничение приведет к сбоям производства. При поставках на внутренний рынок отгрузки выполняются после оплаты продукции, что не дает возможности заказывать заблаговременно железнодорожные планы из-за неизвестности направления отгрузки". В результате, пишет господин Калужский, заказ планов фактически будет осуществляться наугад, что не даст желаемого результата по повышению плановости перевозок. В то же время ОАО РЖД получит огромный поток корректировок. В целом, по мнению РАПУ, новые правила могут привести к уходу части грузов на другие виды транспорта, а также к снижению конкурентоспособности российских товаров из-за дополнительных логистических затрат и отсутствия гибкости в быстрых продажах. Аналогичное письмо РАПУ направила в ФАС (вчера в службе от комментариев отказались).

Ограничения еще не введены жестко, поясняет один из химиков, в первую очередь потому, что у ОАО РЖД сезонное снижение погрузки, монополия лояльно относится к изменениям графиков и согласовывает новые сроки и направления. Пока ничего критического не произошло, признает собеседник, но как только поток поставок вырастет, ситуация изменится. Источник  в одной из нефтекомпаний также ожидает, что применение новых правил может затруднить поставки в рамках биржевых торгов, а также создать дополнительные риски при снабжении нефтепродуктами нефтебаз, сетей АЗС и аэропортов.

Зампред правления Ланта-банка Дмитрий Шевченко отмечает, что с проблемами сталкиваются все грузоотправители. Причина в том, отмечает эксперт, что ОАО РЖД — естественная монополия и эффективность ее деятельности не может повышаться под влиянием рынка, а регулируется только административно. "Такой способ регулирования, к сожалению, не дает эффективных результатов и приводит к перегибам, которые антимонопольный орган может вполне обоснованно расценивать как злоупотребление доминирующим положением",— считает господин Шевченко. Нарек Авакян из финансовой компании AForex отмечает, что инициатива ОАО РЖД прежде всего не будет полезна для самой компании и не окажет какого-либо позитивного эффекта на ее работу.

 

Выпуск азотных удобрений увеличился на 9%

Предприятия группа "Акрон" в первом квартале увеличили выпуск азотных удобрений на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 752,6 тыс. тонн, сообщает Рупек.

В том числе выпуск карбамида вырос на 21% - до 152 тыс. тонн, карбамидо-аммиачной смеси - на 30%, до 187,5 тыс. тонн, аммиачной селитры было произведено 413 тыс. тонн (снижение на 1%). Производство карбамида и КАС выросло за счет работы новой установки карбамида.

Выпуск аммиака вырос на 2% - до 482,4 тыс. тонн благодаря выросшей производительности агрегатов в ОАО "Акрон" и ОАО "Дорогобуж" после выполненных в прошлом году плановых ремонтов.

В то же время "Акрон" на 6% - до 693,2 тыс. тонн снизил выпуск сложных удобрений из-за частичной переориентации на производство азотных удобрений на фоне сезонного высокого спроса на азотную продукцию.

В целом производство товарной продукции группой "Акрон" в I квартале осталось на уровне прошлого года - 1,6 млн тонн.

"На мировом рынке минеральных удобрений в первом квартале 2013 года наблюдалась разнонаправленная динамика. Цены на продукцию азотного сегмента выросли на фоне высокого спроса на аммиачную селитру, карбамид и КАС перед весенним посевным сезоном. Спрос и цены на сложные удобрения находились под давлением из-за снижения мировых цен на фосфатные и калийные удобрения", - говорится в сообщении "Акрона".
 

 "Еврохим" обсуждает строительство завода в Кингисеппе мощностью 2-3 млн тонн 

"Еврохим" обсуждает строительство производства аммиака в Кингисеппе мощностью первой очереди 2-3 млн тонн с возможностью дальнейшего расширения, сообщил Рупек со ссылкой на "Интерфакс" и гендиректора компании Дмитрия Стрежнева.

Общую стоимость проекта оценивается примерно в $1 млрд. Сейчас компания проводит тендер на строительство этого производства и его конкретные параметры определятся по итогам, которые планируется завершить в этом году.

Д.Стрежнев напомнил, что для создания аммиачного производства необходимо решение вопроса о газоснабжении предприятия с "Газпромом". Необходимы два независимых входа по 30 атмосфер каждый.

Как сообщалось, "Еврохим" также строит терминал по перевалке удобрений в Усть-Луге мощностью 5 млн тонн в год. Д.Стрежнев прокомментировал, что перспективы этого терминала зависят "от сроков начала производства калия в Пермском крае - ориентировочно начало производства там 2016-2017 годы".
 

 "Беларуськалий" увеличит производственные мощности к декабрю 2014 года

ОАО "Беларуськалий" к декабрю 2014 года увеличит мощности по выпуску сложных смешанных удобрений (NPK) до 1 млн тонн, сообщил Интерфаксу главный инженер предприятия Иван Головатый.

"К декабрю 2014 года планируется ввести в строй три линии по производству NPK-удобрений общей мощностью 720 тыс. тонн в год. Строительство производственного комплекса, состоящего из трех линий, будет начато в июне этого года", - сказал И.Головатый.

Кроме того, "Беларуськалий" уже начал выпуск NPK на пилотной линии мощностью 240 тыс. тонн в год.

В мае "Беларуськалий" произведет 5 тыс. тонн NPK-удобрении, в июне - 10 тыс. тонн, в июле - 20 тыс. тонн.

Экспорт NPK-удобрений "Беларуськалий" начнет в июне этого года.

И. Головатый также сообщил, что на предприятии начато строительство химического комбината, который будет введен в эксплуатацию в декабре 2013 года. Комбинат будет выпускать жидкий и чешуйчатый гидроксид калия, мощность производства составит 10 тыс. в год.

В течение следующих пяти лет эти мощности планируется увеличить до 25 тыс. тонн в год, в следующие пять лет - еще на 25 тыс. тонн.

На предприятии также запланирован выпуск соляной кислоты. Мощность по выпуску соляной кислоты пока определяется в зависимости от спроса.

ОАО "Беларуськалий" является единственным производителем хлоркалия в Беларуси, а также одним из крупнейших поставщиков калийных удобрений на мировой рынок. Доля предприятия в мировом производстве калийных удобрений составляет около 15%, в мировом экспорте калия - свыше 16%. Предприятие реализует продукцию через ЗАО "Белорусская калийная компания" (трейдер "Уралкалия" и "Беларуськалия" на зарубежных рынках).
 

Инновационных препаратов станет больше.

В недавно подготовленном докладе Marketsand & Markets "Тренды и прогнозы до 2018 г. мирового рынка химических средств защиты растений" сказано, что в последние несколько лет в этом сегменте появилось множество технологических усовершенствований и инновационных разработок. Изменяются предпочтения потребителей, ужесточаются требования в отношении безопасности окружающей среды, наблюдается изменение климата, растет производство сельскохозяйственных продуктов, совершенствуются технологии ведения сельского хозяйства – все это подстегивает новые исследования и инновации.

Так как этот сегмент тесно связан с воздействием на здоровье человека и состояние окружающей среды, он ограничивается довольно строгими нормативными рамками. Происходит постоянный пересмотр рисков использования основных химических соединений – глифосата (гербицид), атразина (гербицид), хлорпирифоса (инсектицид) и многих других. То и дело появляется информация о том, что их использование может быть сильно ограничено или попасть под полный запрет. И это, наверняка, случится, если будут найдены более безопасные альтернативы.

В 2011 г. объем мирового рынка средств защиты растений составлял 2057,5 тыс. тонн (в пересчете на действующие вещества). Ожидается, что к 2018 г. он увеличится до 3136,1 тыс. т., а ежегодный рост в период с 2013 по 2018 гг. составит 3,2%. Прогноз показывает, что доходы в этом сегменте будут расти быстрее объемных показателей, это обусловлено ростом цен на препараты. Одним из основных факторов, обуславливающих цены на действующие вещества являются затраты на их разработку и регистрацию. В настоящее время затраты на создание нового действующего вещества и его регистрацию составляют порядка 200 млн. долл. США – это на 25% больше, чем в 2000 г.

На мировом рынке гербицидов доминирует Северная Америка. На этот регион приходится самая большая доля объемов действующих веществ и денежных поступлений. Второе место по потреблению гербицидов занимает Европа. Северная Америка и Европа являются зрелыми рынками, где доминирует несколько основных игроков. В условиях острой конкуренции компании могут выжить только за счет сосредоточения на постоянной разработке новых продуктов.

Источник: Marketsand & Markets