Конопля — всему голова?

101 Растение, культивирование которого планируется возобновить в России, вполне может стать козырной картой сельского хозяйства Татарстана
 
 Неприхотливость некогда заклейменной в качестве опасного наркотика культуры как нельзя лучше подходит для наших нестабильных климатических условий. А экономическая выгода от нее колоссальная: выращивать выведенную селекционерами безнаркотическую коноплю в сто раз выгоднее, чем, скажем, картофель или свеклу, — за летний сезон с одного гектара можно получить столько ценной целлюлозы, сколько с такого же участка леса, но за 25 лет. Прибавьте к этому доход от конопляного масла, текстильного и технического волокна… В общем, не трава, а золотая жила какая-то получается.
 
Ударим по безработице и наркобизнесу

Напомним, с сенсационной инициативой о выращивании в России конопли для сельскохозяйственного и промышленного применения выступила Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Ведомство, всегда рьяно боровшееся с коноплей, теперь так же горячо призывает засеять этой культурой миллионы гектаров российских полей. Правда, уточняет, что сеять нужно не простую коноплю, а ее особый сорт — с содержанием наркотических веществ не более 0,1%. И тогда будет нам счастье.
Оригинальная инициатива наркополицейских вызвала в обществе соответствующую реакцию. ФСКН заподозрили как минимум в стремлении разрядить обстановку перед выборами (типа вот тебе, народ, рецепт хорошего настроения) и как максимум — в наркотическом лобби. Но руководитель ведомства Виктор Иванов, не обращая внимания на скептиков, продолжает гнуть свою линию. На днях он дал обстоятельное интервью журналистам, где еще раз рассказал о своей инициативе. Дескать, легализовав новую коноплю, мы не только «нанесем удар по наркобизнесу», но и создадим новые рабочие места, дадим мощный импульс развитию сельского хозяйства и промышленности, вернув страну на утерянные позиции в области выращивания и переработки конопли.
 
И как мы без нее обходились?
Конопля и правда была раньше одной из основных сельскохозяйственных культур Российской империи, а впоследствии и Советского Союза. Ее посевы достигали миллиона гектаров, и мы были лидерами по производству волокна для мешковины и канатов — пеньки, а также конопляного масла. Растение одевало и кормило крестьян: зерна каннабиса (конопли) грызли вместо семечек, добавляли их в похлебку и хлеб, а из волокон ткали посконь, из которой шили одежду. Однако в 1961 г. СССР ратифицировал конвенцию ООН «О наркотических средствах», и с тех пор это растение наряду с героином было объявлено вне закона и его принялись нещадно уничтожать. Но конопля оказалась на редкость живучей, так что борьба с ней идет до сих пор (ежегодно Госнаркоконтроль «косит» и сжигает коноплю на сотнях гектаров).
Между тем из конопли можно производить не только масло и пеньку, которую используют для производства веревок и канатов, но и лекарства, и высококачественную целлюлозу (на конопляной бумаге печатают доллары), а также натуральное волокно для производства тканей (первые джинсы были сделаны из конопляного волокна). Сегодня Россия вынуждена импортировать продукцию из конопли.
 
Верили и надеялись
Селекцией безвредной конопли в нашей стране занимаются три НИИСХ. В Пензенском НИИСХ, всегда верили в то, что их разработки пригодятся стране. Поэтому выведенные сорта носят говорящие названия «Вера» и «Надежда»… Ученые утверждают, что безвредная конопля более жизнестойка, у нее очень сильная пыльца, так что оказавшись рядом с наркотической, она способна ее «задушить». Единственное, чего не понимают селекционеры: каким образом будут реализовываться грандиозные планы по выращиванию конопли, если сеять нечего — за долгие годы гонений семян этой культуры практически не осталось.
— Не знаю, как другие НИИ, но запасы наших семян конопли измеряются стаканами, — рассказал директор Пензенского НИИСХ Александр Смирнов. — Откуда семенам взяться, если нас 50 лет зажимали? Только для научного интереса и сеяли. Хотя замечу, что никакого жесткого запрета на возделывание конопли, как, например, на мак, в стране никогда не было. Сорта, содержащие менее 0,1% наркотических веществ, сеять не запрещалось. Но у нас же всегда всех под одну гребенку стригут. Смотрят — конопля, и без разбору уничтожают ради «звездочек» на погонах. А сейчас они, понимаешь ли, спохватились… Чтобы восстановить советские объемы возделывания и переработки конопли, нам потребуется как минимум 3—4 года: нужно создать сеть семенных станций, построить заводы по глубокой переработке этого сырья…
 
Найди десять отличий
По словам Смирнова, конопля — очень пластичная культура. Растение может спокойно выдержать не только зной, но и длительные проливные дожди, и холода.
— Поэтому для вашей республики эта культура — самое то, — считает ученый.
Собираются ли выращивать коноплю в Татарстане, еще не ясно: в Минсельхозпроде РТ этот вопрос пока не обсуждался. Тем не менее, учитывая прогрессивность нашей республики, ее открытость всему новому (вспомните эксперимент с выращиванием облученной пшеницы), вполне возможно, что наши аграрии возьмутся и за коноплю. По крайней мере, в Татарском НИИ сельского хозяйства восприняли идею с воодушевлением: дескать, пусть только Минсельхозпрод свистнет, и мы тут же, в кратчайшие сроки, выведем семена.
Татарстанские наркополицейские инициативу своего шефа в целом поддерживают.
— Я считаю, это хорошая идея с экономической точки зрения, — поделился с нами и.о. заместителя начальника УФСКН по РТ Зуфар Хузеев. — Но чувствую, работы у нас прибавится в разы. Ведь контроль за тем, какая конопля растет на том или ином поле, наркотическая или нет, думаю, останется за нашей службой. А внешне одна от другой практически не отличаются. Необходим лабораторный анализ.
 
В. Беляева, «Татар-информ» (www.chelny-izvest.ru)