По факту отравления экипажа сухогруза «ULUS SKY» газом фосфин, возбуждено уголовное дело

460 Астраханская транспортная прокуратура признала законным возбуждение уголовного дела по факту отравления экипажа сухогруза «ULUS SKY». Оно возбуждено Астраханским СО на транспорте Южного следственного управления на транспорте СК РФ по части 2 статьи 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека).

Согласно версии следователей, 6 марта сухогруз, принадлежащий ООО СК «Алброс-Дон», вышел из астраханского порта в иранский порт Амирабад. На борту корабля находились 2704 т зерна и десять человек экипажа.

Ночью 13 марта все члены экипажа отравились, когда судно находилось за пределами морской границы РФ. На борту скончался 26-летний помощник капитана, житель Ростова-на-Дону. Девять членов экипажа были доставлены в астраханскую больницу на вертолете. В ГКБ №3 имени С.М. Кирова им поставили диагноз «острое ингаляционное отравление неустановленным веществом общетоксического действия средней степени», сообщает пресс-служба Южной транспортной прокуратуры.

Члены экипажа делятся мнением

12 марта весь экипаж сухогруза «Улус Скай», следовавшего в Иран, почувствовал себя плохо. Последняя стоянка была в порту Оля, и теперь сухогруз находился в море в 171-м километре от Астрахани. Состояние моряков быстро ухудшалось, пятеро из десяти уже находились в тяжелом состоянии. Капитан судна связался с астраханскими спасателями, медики всю ночь консультировали моряков о первых мерах оказания медицинской помощи и рекомендовали зайти в ближайший порт, но ситуация стала столь серьезной, что отравленных решили госпитализировать вертолетами прямо с борта корабля.

— Моряки жаловались на тошноту, рвоту, жидкий стул, — рассказали КаспийИнфо в региональном министерстве здравоохранения. — Старший помощник капитана, 26-летний парень, скончался до приезда спасательной группы. Пятерых пострадавших врачи территориального центра медицины катастроф доставили в лечебное учреждение в пятницу 13 марта, эвакуировав с помощью вертолета. Вечером того же дня, после прибытия судна в морской порт Оля, были госпитализированы остальные четверо. Все время следования сухогруза в Астрахань с остававшимися на борту моряками находилась бригада врачей.

По данному факту было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 143 УК РФ («Нарушения требований охраны труда, повлекшего по неосторожности смерть человека»).

Сухогруз «ULUS SKY» принадлежит ООО «СК «Алброс-Дон», порт приписки корабля — город Таганрог Ростовской области. 6 марта танкер с экипажем в количестве 10 человек вышел из порта города Астрахани в порт Амирабад Республики Иран. Известно, что сухогруз перевозил зерно. По последней информации, корабль находится в порту Астрахани. Как сообщают некоторые СМИ, на его борт уже прибыла замена пострадавшему экипажу.

Корреспондент КаспийИнфо побывал в отделении острых отравлений больницы им. Кирова и заглянул в палату к пострадавшим. Моряки в основном оказались молодыми ребятами в возрасте примерно 24-27 лет. Вид у всех был действительно не лучший: моряки лежали под капельницами, выглядели удрученными и уставшими. Расположили «морских пациентов» в двух палатах: в большой — пятеро членов экипажа во главе с капитаном, чуть ближе, в уютной маленькой — еще трое моряков. Молодой моряк признался нашему журналисту: сейчас чувствуется усталость, но самочувствие заметно улучшилось.

— 6 марта корабль стоял на рейде: тогда и набрали на борт продукты в последний раз. Кормили экипаж как обычно: нарезка из колбасы, кабачки, на обед подавался суп харчо, — делится работница корабельной кухни. По словам женщины, у нее «изо рта шла кровь, а что творилось у мужчин — вообще лучше не говорить». Самочувствие у моряков начало ухудшаться уже после остановки в порту Оля, у подхода к Каспию.

А вот капитан корабля «Улус Скай» от комментариев отказался, объяснив это тем, что наниматель предоставил экипажу адвоката, «который и представляет наши интересы». Все комментарии, пока ведется расследование, только от фирмы-перевозчика и владельцев судна.

Пока наш корреспондент общался с членами экипажа, в отделение пришел представитель правоохранительных органов с официальным заключением о смерти молодого старпома корабля.

В руководстве больницы ГКБ № 3 им. Кирова комментируют: все моряки находятся в состоянии средней степени тяжести, их состояние не ухудшилось. Причину отравления моряков сухогруза в данный момент выясняют следственные органы.

— Следствием рассматривается несколько версий отравления экипажа, в том числе отравление пищей, алкоголем, газом фосфин, которым было обработано зерно, — комментируют в Южном следственном управлении на транспорте СК РФ.

Версии алкогольного и пищевого отравления медики уже отмели, диагностировав отравление через дыхательные пути.

— Диагноз: острое ингаляционное отравление неустановленным веществом общетоксического действия. То есть отравление произошло через дыхательные пути. Возможно, речь идет о вдыхании ядовитых паров. Отравление происходило предположительно в течение какого-то времени, не мгновенно, — рассказывает КаспийИнфо заведующая отделением острых отравлений Городской клинической больницы № 3 им. Кирова Антонина Арустамян.

Если версии с алкоголем и пищей отпадают, в качестве причины отравления моряков остается вдыхание паров фосфина, бесцветного ядовитого газа. У этого вещества имеется характерный запах гнилой рыбы. Фосфин используют в качестве фумигатора — пестицида для обработки зерновых продуктов (их, как сообщалось, и перевозил сухогруз) от вредителей.

Известно, что для людей, контактирующих с этим веществом, есть четкие правила безопасности. Так, по регламенту РосАгроХима для обработки зерна используется норма применения препарата в 2,4 грамма на квадратный метр. При этом досмотр зерна и его разгрузка разрешены лишь при концентрации фосфина над поверхностью зерна на высоте от полуметра до 1 метра, а также в «межзерновом пространстве» не глубже 30 сантиметров. Таким образом, можно предположить два варианта: отравившиеся моряки контактировали с ядовитым веществом слишком близко, нарушив требования безопасности, или же была превышена допустимая концентрация фосфина.

Впрочем, как нам сообщили в Южном следственном управлении на транспорте, окончательная причина отравления станет известна лишь спустя месяц, после проведения судебно-химической и медицинской экпертиз.

Петр Александров, инженер-механик, работает на танкерах дальнего плавания: Каждая авария на воде — это совокупность человеческого фактора и форс-мажора. К сожалению, большая часть сухогрузного и танкерного флота на Каспии редко моложе тридцати лет, что влечёт за собой проблемы с усталостью металла корпуса и механизмов и с обеспечением судов запчастями.

Раз в год каждое судно должно проходить регистровую проверку на соответствие классу. Как проходит проверка на соответствие современным требованиям судна, которое строилось под требования 30-40-летней давности, можно только догадываться. Человеческий фактор чаще всего заключается в неправильном реагировании на форс-мажор. Это может быть следствием недостаточной тренированности экипажа, недостаточного количества учебных тревог, отсутствия коммуникации.

Кто следит за сельхозгрузами?

Контроль за обработкой растений ведет отдел карантинного фитосанитарного контроля и надзора на границе РФ и надзора в области внутреннего карантина растений, семеноводства и качества зерна регионального Россельхознадзора. Кстати, фитосанитарные контрольные посты имеются в пунктах рейда сухогруза (порты «Астрахань» и «Оля»), то есть должны были проконтролировать обработку его груза — зерна. Однако в отделе нам сообщили, что пестицидами вплотную не занимаются: выезжают на проверки, но дать конкретную информацию по их использованию не могут.

Зато нам посоветовали обратиться в подведомственный Россельхознадзору «Республиканский фумигационный отряд», занимающийся обеззараживанием. Но никаких контактов филиала предприятия в Астрахани нам найти не удалось.

Как нам сообщили в управлении федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю по Астраханской области, сейчас контроль за пестицидами, в том числе ядовитым фосфитом, никем не ведется. Раньше это входило в обязанности ведомства, но затем их «отобрали» и никому так и не вменили.

 

Источник: fedpress.ru, Комсомолец Каспия. Русская планета

Подробнее о схожих инцидентах