Глифосат связан с гибелью пчел

Американские ученые установили, что глифосат (ядовитое вещество, одно из самых популярных средств борьбы с сорняками) уничтожает полезные бактерии в органах пищеварения пчел, что делает насекомых более уязвимыми перед смертельными инфекциями. Исследование, опубликованное в научном журнале PNAS, показывает, что гербицид может быть одной из причин сокращения популяции опылителей, от которых зависит урожайность более половины продовольственных культур.

"Мы доказали, что совокупность микроорганизмов в пищеварительной системе тех пчел, которые подвергаются воздействию глифосата, сокращается", - рассказали авторы исследования, специалисты Техасского университета в Остине. Ученые, в частности, установили, что молодые рабочие пчелы,попавшие под воздействие вещества, чаще умирали от вредоносных бактерий. Другое исследование, опубликованное китайскими специалистами в июле, показало, что из-за глифосата медленнее развиваются личинки медоносных пчел.

"Ранние работы говорили о том, что токсины напрямую мало затрагивают пчел. Однако новое исследование показывает, что использование пестицидов может вызывать значительные непредвиденные последствия", - заметил исполнительный директор британской организации по охране беспозвоночных Buglife Мэтт Шэрлоу.

"Исследование представляет собой дополнительное доказательство того, что использование пестицидов в большом количество ведет за собой сложно предсказуемые последствия", - добавил профессор исследовательского университета в Сассексе (графство в Юго-Восточной Англии) Дэйв Гулсон, предложив включить глифосат в список угроз насекомым.

Профессор химии в Королевском технологическом институте Мельбурна (Австралия) Оливер Джонс обратил внимание на то, что исследование показывает лишь то, что "глифосат может потенциально влиять на бактерии в кишечном тракте пчел, а не на то, что он действительно делает это".

Представители транснациональной компании Monsanto, выпускающей глифосат под торговой маркой Roundup, поставили под сомнение выводы ученых. "Утверждения о том, что глифосат негативно влияет на медоносных пчел, ложные. Ни одно масштабное исследование не связало глифосаты с сокращением численности пчел. Независимые научные исследования, проведенные в последние 40 лет, показывают, что вещество не представляет угрозы для людей, животных и окружающей среды, в целом", - заявили в компании. В 2015 году Всемирная организация здравоохранения включила глифосат в список веществ, которые предположительно могут провоцировать развитие раковых клеток. Ряд научных организаций впоследствии опровергли выводы ВОЗ.

По последним оценкам ЮНЕП, более 20 тыс. видов пчел находятся на грани исчезновения. Среди возможных причин сокращений популяций насекомых ученые называют утрату среды обитания, изменение климата, неоникотиноиды (токсичные соединения-инсектициды) и антибиотики.

Самый широко используемый в мире гербицид, а также используемый при опрыскивании более чем 85% ГМО-культур, также может косвенно убивать пчел. Новое исследование Техасского университета в Остине показывает, что медоносные пчелы подвергшиеся воздействию глифосата, активного ингредиента Раундап, теряют некоторые полезные бактерии в своих кишечниках и становятся более восприимчивы к инфекциям и смерти из-за вредных бактерий.

Ученые полагают, что это свидетельствует о том, что глифосат может способствовать мору медоносных пчел по всему миру.

«Нам нужны лучшие рекомендации по применению глифосата, особенно что касается пчел, потому что сейчас руководящие принципы предполагают, что гербициды не наносят вред пчелам», сказала Эрик Мотта, аспирант, который возглавлял исследование, вместе с профессором Нэнси Моран. «Наше исследование говорит об обратном».

Результаты исследования были опубликованы на этой неделе в журнале «Труды Национальной академии наук».

Поскольку глифосат мешает важному ферменту, найденному в растениях и микроорганизмах, но не у животных, он уже давно считается нетоксичным для животных, включая людей и пчел. Но это последнее исследование показывает, что изменяя микробиоом кишечника — экосистему бактерий, обитающих в пищеварительном тракте пчелы, в том числе те, которые защищают ее от вредных бактерий — глифосат ставит под угрозу его способность бороться с инфекцией.

Исследователи подвергли воздействию медоносных пчел глифосату в разных концентрациях, которые используются на полях, двориках и обочинах дорог. Исследователи пометили спины пчел цветными точками, чтобы их можно было отследить, а затем снова поймать. Через три дня они заметили, что гербицид значительно уменьшил количество микробиоты здорового кишечника. Из восьми доминирующих видов здоровых бактерий у помеченных пчел было обнаружено, что четыре были самые малочисленные. Самый тяжело пострадавший бактериальный вид, Snodgrassella alvi, является критическим микробом, который помогает перерабатывать пищевые продукты и защищать от патогенов.

Пчелы с ослабленными микробиомами кишечника также гораздо чаще умирали, когда позже подвергались воздействию патогена Serratia marcescens, по сравнению с пчелами со здоровыми кишечниками. Серратия — широко распространенный патоген, который заражает пчел по всему миру. Около половины пчел со здоровым микробиомом были все еще живы через восемь дней после контакта с патогеном, тогда как только около одной десятой части пчел, чьи микробиомы были изменены в результате воздействия гербицида, все еще были живы.

«Исследования на людях, пчелах и других животных показали, что кишечный микробиоом является стабильным сообществом, которое сопротивляется заражению со стороны оппортунистических захватчиков», сказал Моран. «Поэтому, если вы нарушите нормальное стабильное сообщество, вы будете более восприимчивы к этому нашествию патогенов».

Исходя из их результатов, Мотта и Моран рекомендуют фермерам, огородникам и домовладельцам избегать опрыскивания гербицидов на основе глифосата цветковых растений которые будут посещать пчелы.

Более десяти лет назад американские пчеловоды начали находить свои ульи опустошенными, что стало известно как синдром разрушения пчелиных колоний. Миллионы пчел загадочно исчезли, оставив фермы с меньшим количеством опылителей. Объяснениями этого явления были: воздействие пестицидов или антибиотиков; потеря места обитания и бактериальные инфекции. Это последнее исследование добавляет гербициды в качестве возможного фактора.

«Это не единственное, что вызывает смерть у пчел, но это определенно то, о чем люди должны беспокоиться, потому что глифосат используется повсюду», сказал Мотта.

У шмелей микробиомы похожи на медоносных пчел, поэтому Моран сказал, что вероятно они будут затронуты глифосатом аналогичным образом.

Третьим автором статьи является Каси Райманн, бывший докторант-исследователь в лаборатории Морана, а теперь доцент Университета Северной Каролины в Гринсборо.

Источник: The Guardian