Подробности взрыва контейнера с опасным грузом в порту Ильичевск.

Ранее мы публиковали на сайте статью о ЧП произошедшем на борту 300-метрового контейнеровоза MAERSK KINLOSS в порту Ильичевск.

 Теперь появилась возможность, узнать подробности этого происшествия.

 

Медико-санитарным осмотром теплохода «Maersk Kinloss» 15 июля была разрешена свободная практика в порту Ильичевск.

Каких-либо проблем со стороны здоровья экипажа при начавшейся выгрузке контейнеров по состоянию до 17 июля не отмечалось. Контейнеры выгружались с верхней палубы контейнеровоза.

17 июля при открытии крышек трюма судна-контейнеровоза руководителем работ по выгрузке контейнеров был выявлен контейнер со значительной степенью деформации и следами пожара. По документам, которые сопровождали груз, в контейнере МSКU 5682423 находится пестицид под торговым названием – «Бомбардир», под химическим названием – фосфид алюминия.

305    306 307

Внешний вид контейнера указывал на факт взрыва внутри него: крыша поврежденного контейнера оторвана с боков и вздута дугой на высоте 0,5 м, двери разрушились и разошлись на 20-59 см. Содержимое контейнера – металлические и картонные фрагменты упаковки груза разбросаны на крыши рядом стоящих контейнеров. Первичная упаковка – со следами оплавления. Имеются повреждения рядом стоящего контейнера.

В порту была создана комиссия в составе представителей госсанэпидслужбы, Минэкологии, МинЧС, таможенной службы, службы пограничного контроля, порта и контейнерного терминала. Для расследования была привлечена группа экстренного медико-санитарного реагирования по спасению при авариях с опасными и фумигированными грузами (ГЭМР-СПАС) ГП «Украинский НИИ медицины транспорта».

При расследовании аварийной ситуации с опасным грузом на борту т/х «Maersk Kinloss», находящегося под грузовыми операциями на причале ДП ИМТП № 5, 6, проведенной специалистами ЦСЭСна ВТ, установлено: 308

MAERSK KINLOSS (по данным marinetraffic.com):

Тип судна: Container ship. Год постройки: 2008. Длина и ширина: 299 m X 40 m. Gross Tonnage: 74642, Тоннаж судна: 84835 t. Записанная скорость (Макс/Средн): 8.2 / 6.7 knots. Флаг: United Kingdom [UK]. Позывной: 2AGF2. IMO: 9333022, MMSI: 235059342

Порт приписки Лондон, Грузовместимость: 6200 TEU. Построен в Южной Корее. Имеет 6 трюмов по правому и левому бортам и в центре судна. Судовладелец – «Maersk Line». 

Судно прибыло в порт Ильичевск 15.07.2012 г. из порта Констанца. В трюмах судна находились 2082 контейнера с различными грузами (бытовая техника, одежда, автозапчасти, обувь, металлопрокат, порожние), из них 1439 – транзит, 643 – на выгрузку в порту Ильичевск.

На борту судна находились 3 контейнера с опасными грузами по классификации МОПОГ (фосфид алюминия, плавиковая кислота, окислитель). Два контейнера с фосфидом алюминия и плавиковой кислотой находились в трюме среди контейнеров с другмим грузами, что свидетельствует о неправильной первичной загрузке судна в порту отправления.

Согласно каргоплана судна и судовым грузовым документам, в трюме 1 правого борта находится контейнер МSКU 5682423 с грузом «химикаты» (алюминий фосфид) – класс опасности ИМО 4.3, твердое легковоспламеняющееся вещество, выделяющее, при воздействии воды и влаги, ядовитые вещества – фосфин (ядовитое вещество) по классификации ООН.

Получатель груза – ООО «Эталон-Аэро» Киевская обл. Бориспольский р-н, с. Мартусовка, ул. Мойсеева 72а (впоследствии от получения груза отказался в связи с форс-мажорными обстоятельствами).

При лабораторном контроле воздуха рабочей зоны, проведенной специалистами ЦСЭСнаВТ 17.07.2012 г. на расстоянии 3-5 м от открытого трюма фосфин не обнаружен. При замерах на комингсе трюма на расстоянии 1 м от аварийного контейнера – концентрация фосфина составила – 0,846 мг/куб.м при ПДК – 0,1 мг/куб.м. 309

По результатам лабораторного контроля воздуха рабочей зоны 18.07.2012 г. на палубе у закрытого трюма № 1, в районе жилой надстройки судна, у трапа, на причале, территории порта в атмосферном воздухе в районе улиц г. Ильичевска фосфин не обнаружен.

Над аварийным контейнером анализы на наличие фосфина в пробах воздуха превышали ПДК в 5-7 раз. Других загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны (при проведении газохроматографического исследования) не выявлено.

Учитывая высокий риск поражения людей фосфином при работе в зоне с аварийный контейнером, Центральная СЭС на водном транспорте выдала санитарное предписание (№ 1487/01.9 от 18.07.2012) о мерах по предупреждению поражения людей в адрес начальника ГП «ИМТП», директора ЧП «Контейнерный терминал Ильичевск», морскому агентству ООО «Маерск Украина».

18.07.2012 г. проведено заседание городской комиссии по вопросам техногенной и экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций с участием представителей госсанэпидслужбы (протокол № 5).

В связи с санитарно-токсикологическими особенностями аварийного груза и продолжающимся выделением токсичного газа – фумиганта (фосфина) в воздух рабочей зоны и атмосферный воздух на грузовой палубе, госсанэпидслужбой было дано предложение о выделении аварийного груза из аварийного контейнера и перетарке его в мягкие контейнера, имеющие свободный обмен воздуха. Одновременно предложено выполнить дальнейшую утилизацию аварийного груза за пределами Украины (в таможенном режиме).

18.05.2012 г. терминальным оператором компании «Маерск Украина, Лтд» принято решение о перетарке груза из поврежденного контейнера компанией «Си Буд Систем», которая имеет лицензию на проведении данных видов работ.

18.07.12 г. специалисты ЦСЭСнаВТ и ГП «Украинский НИИ медицины транспорта» совместно с представителями компании «Си Буд Систем» в СИЗОД провели санитарно-химическую разведку аварийного контейнера в трюме. На основании данных визуального исследования, лабораторного контроля установлена степень физического разрушения контейнера и его содержимого, уровень и характер химического загрязнения воздуха.

Выявлены очаговые концентрации фосфина в зоне поврежденного контейнера и в трюмном пространстве от 20 до 40 ПДК. Превышение ПДК фосфина на грузовой палубе, в районе жилой надстройки судна не фиксируется. Других загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны (при проведении газохроматографического исследования) не выявлено. При этом отмечено, что на самом контейнере, упаковочной таре нет маркировочных знаков о химическом характере, принадлежности и опасности груза.

На основании полученных данных и изучения представленной документации компании «Си Буд Систем», ЦСЭСнаВТ подтвердила возможность проведения перетарки аварийного контейнера на борту судна специализированной аварийной бригадой с соблюдением согласованного технологического регламента при работах с ядохимикатами и пестицидами.

Работы по перетарке аварийного контейнера осуществлены в ночь с 19 на 20.07.2012 г. (в связи с высокими температурами воздуха в дневное время) при лабораторном контроле содержания фосфина в воздухе рабочей зоны сотрудником ЦСЭСнаВТ. Груз перегружен в мягкую вентилируемую упаковку «биг-беги», которые размещены на открытой палубе на борту судна. Во время перетарки отмечались эпизоды самопроизвольного вскрытия упаковочной тары (металлических банок) с залповым выбросом фосфина.

Для исключения попадания атмосферных осадков и воздействия повышенной температуры окружающей среды на груз, выставлено дополнительное требование о размещении «биг-бэгов» с аварийным грузом в вентилируемый контейнер (контейнер без верхней крышки). По данным лабораторного контроля на поверхности «биг-бэгов» с остатками груза содержание фосфина составляет 10-20 ПДК. На расстоянии 2-3 м от места складирования остатков груза на грузовой палубе, у жилой надстройки, вдоль борта судна на причале содержание фосфина – 0,00 мг/м3.

Исключен доступ посторонних лиц на судно. Грузовые операции по судну не проводятся. Судно продолжает находиться на причале № 5-6 ИМТП. Главным государственным санитарным врачом водного транспорта Украины вынесено постановление о запрете ввоза и реализации на территории Украины груза – «фосфид алюминия».

ЦСЭСнаВТ обеспечивает лабораторный мониторинг содержания фосфина в воздухе рабочей зоны и в районе жилой надстройки судна судна, на причалах порта.

Окончательное решение о дальнейшей судьбе груза, его транспортировке и утилизации принято на заседании комиссии ТЭБ. Рекомендуемый вариант утилизации – без оформления ввоза на Украину выполнить таможенное переоформление груза, который принял аварийные свойства опасных токсичных отходов, и произвести транзитную перевозку специализированным автотранспортом за границу для утилизации на спецпредприятии в соответствии с заключенными договорами и соглашениями.

По материалам: Центральной санитарно-эпидемиологической станции на водном транспорте.

 

Специалистами госсанэпидслужбы на водном транспорте осуществлен контроль по условиям перегрузки опасных отходов пестицидов

В порядке выполнения государственной «Программы уничтожения неизвестных и запрещенных к использованию средств защиты растений», в период с 19 по 20 ноября текущего года, в Ильичевском морском рыбном порту произведена перегрузка отходов пестицидов, которые находились в специализированной таре "биг-бегах», по варианту «автомобиль-склад-судно». Перегрузки отходов осуществлено на судно, для дальнейшего уничтожения отходов пестицидов на специализированном предприятии в Великобритании.

Согласно утвержденной Программы, на Украине проводится ликвидация мест хранения отходов пестицидов и ядохимикатов, полигонов и складов.

Работы по обезвреживанию непригодных пестицидов выполняются в соответствии с требованиями «Временного технологического регламента» ТР.01 2011-НП, который согласован с Министерством чрезвычайных ситуаций Украины, Главным государственным санитарным врачом Украины, Госгорпромнадзор и утвержден Министерством экологии и природных ресурсов Украины.

При выполнении госсанэпиднадзора установлено, что груз (отходы пестицидов), который доставлен в морской порт автомобильным транспортом, упаковано в специализированное герметичное транспортное упаковки «биг-бэг». Транспортная тара, «биг-беги», прошла соответствующие испытания в компетентных органах экспертизы ее качества.

До начала перегрузки, специалисты госсанэпидслужбы, вместе со специалистами Государственной экологической инспекции, технологическим отделом порта и администрацией порта подвергавшиеся государственной экспертизе все документы, согласно которых должно быть обеспечено безопасность перегрузки в морском порту химических отходов 6 класса опасности -

  • Временная технологическая инструкция по перегрузке на причалах морского порта (ТТИП),
  • Оценка воздействия на окружающую среду при перегрузке (ОВОС).

Перегрузке на морское судно подлежало ~ 1500 тонн отходов пестицидов.

С целью контроля безопасных условий перегрузки, весь период перегрузки, специалисты госсанэпидслужбы, круглосуточно, проводили контроль за выполнением технологического регламента с отбором проб воздуха на содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны докеров на причале, на смежных причалах, на борту морского судна, в служебных помещениях судна по программе.

 311 310 312

Т / х «FIGARO», прибывший под загрузку и дальнейшую перевозку отходов пестицидов, при медицинском (санитарному) обзоре, врачом санитарно-карантинного отдела Центральной СЭС на водном транспорте, кроме вопросов биологической безопасности по особо опасных заболеваний, дополнительно, судно было оценено по безопасной перевозки опасного груза - состояние здоровья экипажа, комплектность медицинской аптеки, эффективность работы систем вентиляции судна, наличие средств индивидуальной защиты и спецодежды. Капитаном судна предъявлено сертификат международного морского Регистра на право перевозки опасных грузов этой категории (6.1).

Работы по перегрузке отходов пестицидов проведены без аварийных ситуаций, в плановом режиме, с соблюдением технологии перегрузки.

Жалоб на ухудшение самочувствия и состояния здоровья со стороны всех участников перегрузочного процесса - докеров-механизаторов, членов аварийной бригады, членов экипажа судна, при проведении перегрузки и после окончания перегрузки, не зафиксировано.

Все докеры, которые были задействованы в процессе перегрузки были осмотрены медицинскими работниками здоровье пункта, как до, так и после проведения работ по перегрузке отходов пестицидов.

После перегрузки, на территории порта, остатки тары, отходы пестицидов (запланированные к вывозу), упаковка, отработанный спецодежду и прочее, не оставлены и загружены на судно.

На отходе судна, после скачивания, врачом санитарно-карантинного отдела было проведено обследование судна с оценкой состояния здоровья экипажа, комплектность медицинской аптеки, на момент отхода судна и эффективности работы систем вентиляции судна. Жалоб на состояние здоровья экипажем не было предъявлено. Был проведен инструктаж руководству судна относительно особенностей и свойств химического груза, следующего в морской перевозке.

При перегрузке груза - отходов пестицидов, которое было осуществлено в соответствии с требованиями санитарного законодательства, руководством Ильичевского морского рыбного порта созданы соответствующие условия для нормативного перегрузки этого груза и созданы предпосылки для недопущения аварийных ситуаций, происшествий, которые могли привести к отравлению персонала порта или экипажа морского судна.

При контроле выполнения требований Международных медико-санитарных правил (ММСП 2005) и технологического регламента по безопасных условий перегрузки отобрано более 70 проб атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны в месте перегрузки и на смежных причалах порта.

http://cseswt.od.ua