МЭФ-2014 "НЕСЫРЬЕВОЕ БУДУЩЕЕ РОССИИ"

В среду открылся Московский экономической форум, в котором приняли участие более тысячи экспертов из разных отраслей. Тема Форума "Несырьевое будущее России" была, что называется, на злобу дня. Только ленивый сегодня не говорит о том, что экономику страны нужно срочно перестраивать. Политические реалии ведь уже другие.

О Форуме

Московский Экономический Форум — международная экспертная площадка по выработке стратегических решений и антикризисных программ, направленных на диверсификацию и развитие экономики России.

В 2013 году Форум проводился впервые и стал одним из крупнейших экономических событий года. Ректором МГУ В.А.Садовничим был предложен современный Шуваловский корпус Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова для организации мероприятий Форума.

Цели Форума:

  • поиск и анализ альтернатив ресурсно-зависимой модели российской экономики;
  • представление проектов развития несырьевых секторов экономики;
  • выработка предложений по развитию новой экономики, основанной на развитии несырьевого производства, современных технологиях и реализации человеческого потенциала;
  • анализ путей обеспечения лидерства и безопасности России в мировой экономике;
  • консолидация общества для реализации этих альтернатив.

Основные императивы Форума:

  • разумная промышленная и экономическая политика, направленная на сбалансированное развитие страны и качественные социальные результаты;
  • общедоступные здравоохранение, образование, наука, культура, сокращение социального неравенства;
  • активное участие гражданского общества в выработке и реализации экономической
    и социальной политики;
  • отказ от политики и идеологии «рыночного фундаментализма».

"У нас важная миссия — дать дозу лекарств нашей стране. Мы знаем, что наша страна имеет большой потенциал динамичного и долгого развития, у нас есть ресурсы, люди, которые хотят работать, обширные угодья для сельского хозяйства, есть все условия для экспансии на внешний рынок. Не хватает только разумной экономической политики для того, чтобы страна вновь начала двигаться вперед. Созидательная сила народа до сих пор, к сожалению, простаивает", - сказал президент Промышленного союза "Новое содружество", сопредседатель МЭФ Константин Бабкин, открывая Форум.

"Я думаю, что события вокруг Украины и вокруг Крыма послужили и послужат еще определенным толчком к пробуждению нашей страны. Для всех нас стало еще более очевидно, что необходимо создавать новые рабочие места, что труд людей создает богатства, это дает государству мощь и делает страну более привлекательной", - подчеркнул Бабкин.

Внешнеполитические победы – это хорошо, говорили эксперты, имея в виду увеличившуюся карту России, но пора вспомнить про экономику. Ведь Запад, судя по всему, не шутит, когда ежедневно выдает порцию новых санкций в отношении России.

"Запад от нас хочет не Крым, он хочет, чтобы мы отказались от своих ценностей, после чего и вовсе исчезли. Четверть века Запад нас хотел только ограбить, но сейчас это начинается краткая историческая передышка, когда нас хотели только ограбить, но не хотели убить. Сейчас нас хотят уничтожить", - как всегда категоричен был экономист Михаил Делягин.

"Как бы власть ни менялась, экономика будет развиваться не так, как нам нужно, а как нужно мировому рынку. А ему нужно сырье и импорт. Чтобы мы продавали свое сырье, деньги на половину оставались там же, а наши заемщики брали иностранные кредиты и поставляли нашим потребителям импортные товары. Мы в течение 20 лет вязли в этом порочном цикле", - напомнил собравшимся советник президента РФ Сергей Глазьев.

Он подчеркнул, что Россия живет "под офшорной экономикой, где половина выручки растворяется на Западе, а половина возвращается в страну, но поскольку внутренних источников кредита не создано, то и параллельно с наращиванием капитала идет импорт займов".

"В итоге мы отдаем дешевые деньги, которые уходят в оффшоры, а занимаем деньги дорогие. И на таком неэквивалентном обмене мы теряем примерно $35-40 млрд ежегодно только на уплате процентов, а в целом мы спонсируем мировую экономику на $100 млрд ежегодно", - рассказал Глазьев.

Картина, мягко говоря, не радужная, сокрушались участники МЭФ, перечисляя традиционные беды российской экономики: это коррупция, низкий уровень профобразования, высокая ставка рефинансирования и уход бизнеса в оффшоры. Такое впечатление, что Путин, говоря о деоффшоризации, кричит в пустоту, верно подметил один из выступавших.

Вторая пленарная дискуссия Форума под названием "Производить в России. Что нужно изменить в экономической политике, чтобы в России стало выгодно созидать?" должна была ответить на все те многочисленные вопросы, которые прозвучали в первой части Форума. Рецепты спасения российской экономики озвучивали самые разные.

"Без реального сектора будущего не будет, промышленный сектор дает 30% ВВП. Нужно кратно в разы увеличить выпуск конкурентоспособной продукции. Надо понимать, как это сделать", - предложил председатель комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский, подчеркнув, что начать нужно с развития науки. А это, в свою очередь, и приведет к тому, чем пугают иностранные "друзья" и чего ждут экономисты – импортозамещению.

"Угроза санкций заставляет нас заняться импортозамещением, причем не в таком примитивном виде как сборка готовых изделий иностранных комплектующих, необходимо наращивать свою технологическую базу, переносить технологии целиком, и делать это не путем промышленной сборки, а с помощью закупки лицензий и воспроизводства лучших технических решений, опираясь на наш потенциал", - сказал Сергей Глазьев, отметив, что "один только экспорт нефти и газа – выброс ассигнаций на ветер".

"А для того, чтобы производить продукцию в России, должны быть более низкие цены на энергоресурсы, на транспортные издержки, а также на труд и сырьевые ресурсы", - отметил в ходе дискуссии депутат Госдумы Валерий Гартунг.

Свой рецепт предложил и академик РАН Евгений Примаков: "Прорыв в экономическом росте может быть сделан только крупными компаниями. Этот прорыв может быть только при осуществлении мегапроектов, и развития наряду с ними ОПК, где есть много интеллектуальных возможностей. Важны и связи с гражданскими отраслями. Роль государства не может быть просто провозглашена, необходимо принять конкретный проект участия государства в развитии нашей экономики. Очевидно, необходимы кардинальные изменения экономических мер".

"Деоффшоризация, валютное регулирование и банковский контроль - необходимые условия для того, чтобы работать с рублем в качестве инструмента не только внутри страны, но и на международном уровне", - подвел итоги Глазьев, еще раз напомнив о своей любимой теме – расширении зоны рубля.

Уже в качестве шутки он предложил запретить въезд в Россию чиновникам, которые закупаются за рубежом. По его словам, это был бы ассиметричный ответ санкциям Запада. Впрочем, как и в каждой шутке, здесь только доля шутки. Пятую колонну в экономическом блоке правительства, как убеждены многие участники МЭФ, давно пора гнать.

"Если вы думаете, что министр экономики Улюкаев думает чуть лучше, чем его друзья и будущие подельники 2000 года или 1992 года, а он был одним из верных помощников Гайдара, то вы ошибаетесь. Они относятся к промышленной политике точно так же, как четверть века назад все национал-предатели, просто они говорят другие слова", - отметил Делягин.

Он добавил, что первоочередная мера по спасению экономики заключается в том, чтобы убрать из правительства либералов, которые давно считают, что "государство должно служить глобальному бизнесу".

"Я не знаю, когда и как это произойдет, я не специалист в области либералов и политической проституции, но я надеюсь, что мы сможем внести свой вклад", - отметил Делягин, отметив, что по-настоящему исправить ситуацию в экономике могут единицы – это Андрей Белоусов, Сергей Глазьев и Андрей Клепач, которого "сегодня пытаются выдавить". Одного из спасителей Сергея Глазьева сегодня попросили откровенно ответить на вопрос, есть ли надежда "на изменение экономической политики в России, учитывая то, что президента Путина окружают рыночные фундаменталисты".

"Я думаю, что общими усилиями, тем более, под угрозой экономических санкций, мы рыночный фундаментализм развалим совсем, и вместо него прорастет экономическое чудо", - обнадежил советник президента, напомнив, что задачи по исполнению майских указов Путин ни с кого снимать не собирается.

Московский экономический форум, который проводится всего второй раз, превратился в одну из главных площадок, где без устали критикуется правительство Дмитрия Медведева.
По сути дела, это апофеоз некого антилиберализма, который, по мнению организаторов, поможет вытащить экономику из затянувшегося спада. А главным рецептом должно стать создание условий для развития производства несырьевых товаров и услуг. Впрочем, это и так было понятно.
Жаль, хотя это и логично, что мероприятие отказались посетить представители властей предержащих. Кому же охота выглядеть «боксерской грушей» и отдуваться за себя и за того парня.
Первым слово взял патриарх российской политики Евгений Примаков. «Россия сейчас стоит перед выбором, что важнее — финансовая консолидация или экономический рост, — начал он. — Президент сказал — экономический рост.

А что же на деле?
Ставка рефинансирования Банка России не снижается, в результате имеем неподъемные проценты по коммерческим кредитам, не стимулирующие реальный сектор. Не завершены работы по кадастровому учету земли — 40% земель находится непонятно в чьих руках, в результате бюджет несет огромнейшие налоговые потери. Наконец, не понятно, почему правительство не может наладить ритмичное финансирование федеральных целевых программ, когда львиная доля средств перечисляется по назначению только во второй половине года».
Заведующий кафедрой государственной политики МГУ, а по совместительству глава РЖД Владимир Якунин рассказал присутствующим о теории волновых кризисов, так называемых «циклах Кондратьева» — советского экономиста, расстрелянного в 1938 году.

Однако самая важная и информационная часть его выступления заключалась в другом.
Оказывается, несмотря ни на что, правительство озаботилось концепцией промышленной политики в России.
«А ведь еще несколько лет назад такое представить было невозможно. Считалось, какая может быть промышленная политика в постиндустриальном обществе. Никакой. Теперь все меняется. Вот и на БАМ с Транссибом из Фонда национального благосостояния выделили 246 млрд руб. Много это или мало — другой вопрос. Но все-таки в качестве положительного примера это можно привести», — резюмировал Якунин, повернувшись при этом лично к Евгению Примакову.
Бывший президент Киргизии, ныне работающий в США, Аскар Акаев, с помощью сложных интегральных схем предвосхитил, что начиная с 20-х годов нынешнего столетия Америка снова станет локомотивом мировой экономики, перехватив пальму первенства у стран БРИКС. «Синергетический эффект будет достигнут за счет реиндустриализации, — убежден Акаев. — С применением био-, нано-, информационных и прочих когнитивных технологий». И ему, скорее всего, поверили.
Разбавляли выступления вопросы из зала. Так, начальник Череповецкого кирпичного завода поинтересовался, почему до сих пор не сняли с должности «двоечника» Дмитрия Медведева, а директор какого-то совхоза спросил, кто будет следующим премьером.
Сроки названы не были, а конкретные фамилии назвать не побоялся только экономист Михаил Делягин. Наиболее удачными сменщиками Медведева он видит бывшего зам. министра экономического развития Андрея Клепача, а также бывшего главу этого ведомства, а сейчас помощника президента Андрея Белоусова.

 

Источник: me-forum.ru, Партия Дела. Видео