Cargill вложившая в предприятие $50 млн. закрыла производство солода

Американский производитель и трейдер сельхозпродуктов Cargill остановил производство на солодовне в городе Ефремов Тульской области. Представитель Cargill подтвердил, что работа солодовни приостановлена с начала 2016 г.: спрос на солод снизился. Большинство сотрудников, по его словам, остались работать в Ефремове, где, по данным сайта Cargill, по-прежнему выпускаются крахмалопродукты и подсластители, а также рафинируется масло. Часть людей переведены на другие производства, говорит представитель Cargill, но, если ситуация на рынке солода улучшится, Cargill готова возобновить работу комплекса.

Строить в Ефремове солодовню стоимостью $50 млн и мощностью 100 000 т было решено в 2003 г., базой стал уже принадлежавший Cargill глюкозопаточный комбинат. Это было время расцвета отрасли: с 2001 по 2005 г., писал портал «Пивное дело», было объявлено об 11 проектах солодовен. Солод – один из компонентов пива, рынок которого непрерывно рос с 1996 г., когда акциз был понижен с 40 до 15% от отпускной цены, до 2008 г. Пик производства пришелся на 2007 г. (1,14 млрд дал), после чего правительство подняло акциз сразу на треть. В 2015 г. производство пива сократилось до 782 млн дал. Аналогичным образом развивалось и производство солода: в последние годы оно снижалось, за исключением 2011–2012 гг., последовавших за засушливым 2010 годом. Это связано с сокращением рынка пива, подтверждает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. Учитывая, что рентабельность производства солода уже пять лет как снижается, окупить инвестиции за 10 лет Cargill было сложно, предполагает он.

Солодовня Cargill – одна из самых больших в России. Заводы крупнейшего в стране производителя – «Русского солода» (входит в «Авангард агро») выпускают 200 000–250 000 т в год при мощности в 500 000 т, передал через представителя владелец компании Кирилл Миновалов. Недозагрузка связана, по его словам, с падением продаж пива – при том что до половины солода компания экспортирует. Экспорт солода в 2015 г. вырос рекордно – в 9 раз до 81 000 т, говорила порталу Profibeer.ru Наталья Крылова из информационно-аналитической компании «Владвнешсервис».

Крупнейший российский пивовар – «Балтика» («дочка» Carlsberg) в 2015 г. закупила 265 800 т солода – меньше, чем год назад, сказал представитель компании. Ее прогноз по производству пива на 2016 г. – минус 5–10%, так же сократится и потребление солода. Heineken закупает сырье у Souffle, «Авангард агро», иногда в Белоруссии и др., сообщил директор по корпоративным отношениям Heineken Russia Кирилл Болматов. В 2015 г. среди поставщиков была и Cargill.

Sun InBev в 2008 г. закупила 300 000 т ячменя для производства солода, сейчас закупки «существенно ниже», говорит ее директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям Ораз Дурдыев. Главную проблему он видит в зарегулированности рынка: агрессивной акцизной политике, запрете рекламы, ограничении мест продаж пива, угрозе запрета ПЭТ-упаковки и введении в оптовом звене ЕГАИС с 1 января 2016 г.

Heineken обеспечивает себя солодом на треть, говорит ее представитель; Sun InBev – почти полностью, закупает только редкие сорта, уточнил Дурдыев. Две солодовни есть у «Балтики», одна – у Efes. Сокращают производство и они: например, Sun InBev за несколько лет закрыла три солодовни из пяти.

Снижение уровня уверенности российских потребителей добралось до ежедневных покупок. Carlsberg Group, крупнейший игрок на российском рынке пива, ожидает снижения рынка на 7% - в том числе и из-за «замедления экономического роста»

Выручка Carlsberg в странах Восточной Европы снизилась по итогам полугодия на 1% до 9,2 млрд крон ($1,6 млрд) - большую часть выручки компании в этом регионе генерирует принадлежащая концерну «Балтика» (номер один на российском рынке с долей 39,2%). Объем продаж, наоборот, немного подрос: на 3% до 21,9 млн гектолитров. При этом общая выручка концерна за это время выросла на 2% до 32,9 млрд датских крон (около $6 млрд), а объем продаж - на 3% до 21,9 млн гектолитров.

Вчера же другой международный гигант - Heineken - сообщил о сокращении выручки в Восточной Европе на 3,8% в первом полугодии - до 1,527 млрд евро год к году (данные об объеме продаж компания не раскрывает). Ранее о падении продаж на 13,1% в натуральном выражении в первом полугодии отчиталась AB InBev. Снизились продажи на международном рынке и у Efes и SAB Miller (эти компании объединили российские бизнесы) - тоже из-за снижения объемов продаж в России.

Росстат за январь - июль зафиксировал снижение объема производства пива на 8,7%, а в июле - на 9,9% (в годовом исчислении).

Главные объяснения пивоваров - высокая база начала 2012 г. и ужесточение госрегулирования (см. врез). Так, AB InBev ссылается на законодательные «ограничения на продажи, маркетинг и дистрибуцию, которые привели к слабым результатам по отрасли». Российским потребителям потребовалось время на адаптацию к изменениям в розничной торговле - в частности, к запрету на продажу алкоголя, в том числе и пива, в киосках, объясняет представитель Carlsberg.

500

 

Но есть и новый фактор, заставляющий пивоваров снижать прогнозы: на показателях отрасли начали сказываться снижение потребительской уверенности россиян и рост сбережений, характерные для замедления экономического роста, сообщила в отчетности Carlsberg. В результате по итогам 2013 г. рынок пива в России может сократиться на 4-6% (в первом полугодии падение составило 7%), сообщил концерн. Ранее концерн прогнозировал, что в этом году объем рынка останется неизменным. В середине июля о возможном сокращении рынка заявила и Efes. «Российский рынок пива, как ожидается, сократится на 4-6% в 2013 г., в основном благодаря негативному влиянию регулятивных изменений и замедлению экономического роста», - сообщила компания, представляя операционные результаты первого полугодия.

К середине 2013 г. индекс потребительского доверия Nielsen, отражающий уверенность россиян в завтрашнем дне и готовность тратить деньги (компания раз в квартал опрашивает 29 000 потребителей в 58 странах), опустился до самых низких показателей со времени кризиса 2008 г. и достиг 80 пунктов по итогам II квартала. Снижение продолжилось третий квартал подряд, и по итогам II квартала две трети опрошенных (64%) негативно оценили свои перспективы трудоустройства на ближайшие 12 месяцев, а больше половины россиян (56%) признались, что сохраняют негативный настрой в отношении состояния собственных финансов.

 

 

 

Источник: Ведомости